ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ – РОЛЬ И МЕСТО В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕННИИ ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ

Предстоящие выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов – важнейшее событие в политической жизни нашей страны. Выборы играют важную роль в осуществлении демократических реформ в стране и решении задач по дальнейшему усилению роли Олий Мажлиса, политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны.

В любом государстве организация и проведение демократических выборов на основе принципов законности, открытости и гласности с обеспечением возможностей для свободного волеизъявления каждому гражданину, избирателю, во многом зависит от деятельности избирательных комиссий. Именно они принимают необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, честности голосования и подведения итогов выборов.

В этой связи, все вопросы, связанные с избирательными комиссиями, регламентированы на уровне закона – Избирательного кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которым система избирательных комиссий страны состоит из Центральной избирательной комиссии, областных, районных и городских избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий. При этом Центральная, областные, районные и городские избирательные комиссии действуют на постоянной основе, а остальные формируются на время проведения выборов.

Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия, которая является конституционным органом и играет основную роль в подготовке и проведении выборов в Олий Мажлис. Порядок ее формирования определен Конституцией и Избирательным кодексом Республики Узбекистан. В настоящее время в состав Центральной избирательной комиссии избрано 20 человек, в их числе: председатель, заместитель председателя, руководитель Секретариата и еще 4 члена комиссии, работающих на постоянной основе.

 Центральная избирательная комиссия обеспечивает подготовку и проведение выборов в Парламент страны, в то время как выборы в местные представительные органы организуются областными, районными и городскими избирательными комиссиями.

Областные, районные, городские избирательные комиссии образуются соответствующими местными Кенгашами не менее чем за 80 дней до выборов в составе 7-15 членов комиссии и осуществляют свою деятельность до объявления начала следующей избирательной кампании.

Данная практика организации деятельности избирательных комиссий соответствует международным стандартам и опыту зарубежных стран.

Председатели областных, районных, городских избирательных комиссий избираются из числа ее членов по представлению соответствующего местного Кенгаша на заседании избирательной комиссии. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются из числа ее членов на заседании комиссии.

Говоря об окружных избирательных комиссиях, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Избирательным кодексом они образовываются отдельно по выборам в Олий Мажлис и по выборам в местные Кенгаши народных депутатов.

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Олий Мажлиса образуется Центральной избирательной комиссией не менее чем за 70 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 6-8 других членов комиссии.

Кандидатуры в члены окружных избирательных комиссий по выборам в местные представительные органы выдвигаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов из числа авторитетных представителей общественности.

При этом члены окружных избирательных комиссий по выборам в областные Кенгаши народных депутатов утверждаются по рекомендации районных и городских Кенгашей народных депутатов, а члены окружных избирательных комиссий по выборам в районные, городские Кенгаши народных депутатов утверждаются по рекомендации органов самоуправления граждан.

Для проведения выборов депутатов Законодательной палаты Парламента создаются 150 территориальных избирательных округов и соответственное количество окружных избирательных комиссий.

По выборам же в областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов образуются до 60 избирательных округов, а в районные и городские Кенгаши народных депутатов – до 30 избирательных округов, от которых может быть избран один депутат.

С учетом этого в настоящее время для проведения выборов депутатов местных Кенгашей по республике образовано более 6,7 тысяч окружных избирательных комиссий.

Независимо от уровня формирования принцип работы и полномочия окружных избирательных комиссий одинаковые.

В частности, окружные избирательные комиссии а) формируют избирательные участки, информируют избирателей о месте нахождения этих участков; б) регистрируют доверенных лиц кандидатов в депутаты с выдачей им соответствующих удостоверений; в) наблюдают за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; г) обобщают и передают соответственно в Центральную избирательную комиссию, областную, районную, городскую избирательную комиссию результаты выборов по избирательному округу; д) организуют проведение повторного голосования и повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших. Особое внимание избирательные комиссии уделяют рассмотрению обращений избирателей и иных участников избирательного процесса.

В соответствии со статьей 23 Избирательного кодекса участковые избирательные комиссии образуются соответствующими окружными избирательными комиссиями не менее чем за 40 дней до выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.

Кандидатуры в члены участковой избирательной комиссии предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, которые обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующей окружной избирательной комиссии.

С учетом правил образования участковых комиссий за пределами Республики Узбекистан, при дипломатических и иных представительствах Республики в иностранных государствах, функции председателя участковой избирательной комиссии осуществляет их руководитель.

Участковые избирательные комиссии, пожалуй, выполняют самую главную функцию в системе избирательных комиссий, обеспечивая место проведения выборов и организовывая голосование для избирателей. Кроме того, избиратели обращаются в участковые избирательные комиссии, чтобы получить необходимую информацию, касающуюся списка избирателей, порядка голосования, информации о кандидатах и т.д. Более того, участковые комиссии уполномочены вносить изменения и дополнения в предварительный список избирателей по факту их обращения.

Окружные и участковые избирательные комиссии по выборам прекращают свою деятельность соответственно после подведения итогов выборов, регистрации депутатов, избранных по соответствующим избирательным округам.

Из изложенного видно, насколько велика роль избирательных комиссий в организации и проведении избирательных кампаний. При этом, избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо и вмешательство в их деятельность не допускается, более того, оно влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Все эти обстоятельства являются ярким свидетельством стремления нашей страны к проведению честных и прозрачных выборов, основанных на международных стандартах и наилучших практиках демократических стран.

 

Г.Д.Саттарова,
начальник отдела Института проблем законодательстваи

парламентских исследований приОлийМажлисе

Республики Узбекистан