Успешная система управления – залог улучшения международного имиджа

В рамках реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в стране, активно реформируются все сферы жизни общества и государства.
Одна из важных сфер деятельности, на которую Узбекистан направляет свой созидательный потенциал, связана с обновлением облика страны на мировой арене, что находит отражение в улучшении его позиций в международных рейтингах. В этих целях происходит мобилизация ресурсов и широкое внедрение современных подходов и методов управления процессами преобразований в стране.
Подписанный Президентом Ш.М.Мирзиёевым 2 июня текущего года Указ «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» призван вывести работу в данном направлении на качественно новый уровень.
За последние 3 года в нашей стране уже приняты комплексные меры, направленные на улучшение позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах, создана соответствующая организационно-правовая база.
В частности, изданы указ Президента «О систематизации мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» (№УП-5687 от 07.03.2019), постановления Президента «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» (№ПП-4210 от 25.02.2019) и «О мерах по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (№ПП-3852 от 13.07.2018).
В структуре Министерства финансов, которое выполняет функции рабочего органа, введена должность заместителя министра финансов и создано Управление по работе с международными рейтингами и индексами.
Принятые меры дали мощный толчок колоссальной работе по улучшению места Узбекистана в международных рейтингах и индексах. Так, министерствами и ведомствами, научно-исследовательскими институтами определены методологические и иные составляющие международных рейтингов, осуществлена их имплементация в действующее законодательство, выявлены основные факторы, определяющие низкие показатели Республики Узбекистан в международных рейтингах.
На сегодняшний день уже выработаны национальные индексы на основе критериев и индикаторов приоритетных международных рейтингов для проведения самооценки. Внедрены системы рейтинговой оценки эффективности деятельности сходов граждан, а также социально-экономического развития регионов, порядок определения рейтинга научных организаций.
Продолжается экспертный анализ проектов и действующих нормативно-правовых актов на предмет выявления норм, препятствующих повышению позиции страны в международных рейтингах. Сформирована информационная база данных, содержащая сведения о тенденции развития Республики Узбекистан в соответствующих рейтингах, а также рекомендации и передовой опыт зарубежных стран по оцениваемым направлениям;
Самое главное, налажено сотрудничество и установлен конструктивный диалог с экспертами международных организаций, рейтинговых агентств и научных учреждений.
В частности, Министерством финансов совместно со Всемирным экономическим форумом ведется работа по оценке Узбекистана
в авторитетном Глобальном индексе конкурентоспособности.
Проводимая в этом направлении политика дает практические результаты, позволила добиться существенной открытости деятельности органов государственной власти, укрепить верховенство закона, создать благоприятную деловую среду для ведения бизнеса, усилить гарантии прав субъектов предпринимательства и обеспечить всестороннюю поддержку инвесторов.
Масштабы и эффективность принимаемых мер в данных направлениях подтверждаются достойными оценками авторитетных международных организаций и рейтинговых агентств.
За последние четыре года в «Индексе экономической свободы» Фонда наследия наша страна поднялась на 52 позиции, «Индексе эффективности логистики» – на 19 позиций, «Индексе ведения бизнеса» Всемирного банка – на 18 позиций. В рейтинге «Классификация страновых рисков» Организации экономического сотрудничества и развития Узбекистан поднялся из 6 группы
в 5 группу странового риска.
Вместе с тем в условиях жесткой конкурентной борьбы
в мире важно не останавливаться на достигнутом и продолжить работу по улучшению позиций страны в международных рейтингах и индексах.
Согласно Указу создается Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами, который будет возглавлять председатель Сената Олий Мажлиса Т.Нарбаева. Рабочими органами совета определены наряду с министерством финансов также и министерство юстиции, в структуре которого создается Управление по работе с международными рейтингами и индексами.
В целом, таким образом устанавливается парламентский контроль и повышается уровень ответственности профильных государственных органов перед общественностью в лице законодательной ветви власти. Кроме того, указанные меры направлены на совершенствование законодательной базы проводимых реформ в соответствии с общепризнанными международными стандартами и нормами.
Другим важным моментом данного Указа является запуск до 1 октября текущего года в сети Интернет Единого портала «Республика Узбекистан в международных рейтингах», что призвано обеспечить системную и прозрачную деятельность в данном направлении.
Возникает резонный вопрос. Что могут дать международные рейтинги? Насколько они отражают реальное положение дел?
В настоящее время международными организациями и рейтинговыми агентствами ведётся более 100 международных рейтингов и индексов, которые оценивают страны и компании в экономических, социальных, политических, правовых и других областях.
При этом стоит отметить, что рейтинги и индексы представляют собой унифицированную систему оценок стабильности экономики в целом или ее отдельных аспектов. Как отмечают специалисты, практическая значимость рейтинговых агентств заключается в том, что они помогают инвесторам, кредиторам и деловым партнерам принимать обоснованные решения о сотрудничестве с конкретной страной, регионом или компанией с приемлемым уровнем достоверности.
В данном контексте стоит отметить некоторые важные факторы. Отличительной чертой международных рейтингов и индексов является то, что они отражают как положительные, так и отрицательные изменения в определенной стране. Они формируют и стимулируют дух конкуренции между странами за улучшение показателей. Важную роль в этом играют международные рейтинговые агентства, выступающие в роли ньюсмейкеров в мировом информационном пространстве. Их оценки и индексы предоставляют новую информацию о конкретной ситуации.
С другой стороны, участие в международных рейтингах и индексах – это своего рода вовлечение в международные интеграционные процессы. Рейтинговые агентства, помимо составление текущих рейтингов, устанавливают и прогнозы по ним, которые становятся важными ориентирами на среднесрочную перспективу для отдельных компаний, регионов и государств.
Изменения, которые ежегодно фиксируются в мировых рейтингах, дают «обратную связь». Они показывают, какие результаты приносят прилагаемые усилия по повышению конкурентоспособности определенной отрасли.
В своем первом историческом Послании парламенту страны Шавкат Мирзиёев отметил, что необходимо «отказаться от погони за «нереальными» цифрами, чтобы реализовывать цели, нацеленные на практические результаты и интересы человека». В этой связи хотелось бы отметить, что вхождение
в общепризнанные международные рейтинги и индексы не является самоцелью. Здесь важны качество и эффективность реформ и изменения, которые, прежде всего, должны реализовываться с учетом потребностей и интересов населения.
Известно, что бренд страны, его национальные товары и услуги формируют на международной арене первые представления о любом государстве. В этом контексте активное участие в международных рейтингах и индексах, соответственное улучшение показателей страны может стать платформой для создания национального бренда страны и его активного продвижения на международной арене.
Необходимо отметить, что высокие позиции страны
в международных рейтингах — это не только цифры, но в целом показатели качества работы, которые непосредственно характеризуют международный имидж страны.
В связи с этим представляется важным: а) систематическое изучение передового опыта зарубежных стран по улучшению позиций в международных рейтингах; б) проведение фундаментально-прикладных исследований, включая опросы общественного мнения по соответствующим направлениям рейтингов.
Новый же указ, являясь прежде всего правовой основой
в данном процессе, позволит системно проанализировать эффективность и результативность реформ и дать определенную оценку извне. В этом процессе международные рейтинги являются объективным барометром изменений, а также индикатором уровня международной интеграции национальной экономики.
Аброр ЮСУПОВ,
Руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследовании при Президенте Республики Узбекистан