Эксперт ИСМИ: Строительство трансафганского транспортного коридора является инвестицией в мирный процесс в Афганистане

«Одной из ключевых тем состоявшегося 14 апреля узбекско-пакистанского онлайн-саммита стало обсуждение вопросов расширения практического взаимодействия в сфере транспорта и транзита, в том числе создания эффективной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, связывающей Центральную и Южную Азию», главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при главе нашего государства (ИСМИ) Мухриддин Холбеков.

«На сегодняшний день драйвером экономического роста стран Центральной и Южной Азии является реализация региональных инфраструктурных проектов и развитие международных транспортных коридоров, – считает эксперт. – Одним из них является проект строительства железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, которая создает абсолютно новые возможности для регионального экономического роста.

В этом плане отрадно отметить, что совместными усилиями осуществляется стратегический проект строительства трансафганской железной дороги. Лидеры государств поддержали реализацию заключенного трехстороннего плана действий («дорожную карту») по строительству этой железной дороги, что ознаменовало собой начало абсолютно новой эпохи трансрегиональных взаимоотношений, нацеленных на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество.

Следует особо отметить, что заинтересованность в строительстве этого железнодорожного сообщения уже проявили представители Всемирного банка, Международной финансовой корпорации развития и других крупных международных финансовых структур. Высокий интерес к запуску проекта Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар связан с перспективой открытия нового наикратчайшего пути к перспективным рынкам Южной Азии, самого быстрорастущего региона мира (годовой рост ВВП до 7,5%).

Как отмечают эксперты, прокладка маршрута позволит сократить время транспортировки товаров из Узбекистана в Пакистан с 35 до 5 дней и снизить стоимость перевозки одного 20-футового контейнера более чем в 3 раза – с 900 долларов до 286 долларов.

Кроме того, строительство этой железной дороги является значимой инвестицией в мирный процесс в Афганистане. Её появление позволит укрепить региональный консенсус относительно важности экономического сотрудничества. Так, получая экономическую выгоду от деятельности железнодорожной линии, страны региона и внутриполитические силы ИРА будут заинтересованы в установлении долгосрочной стабильности и безопасности в Афганистане, по территории которого проходит данный маршрут.

Более того, проект Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар создаст прочную основу для долгосрочного экономического развития стран Центральной и Южной Азии. Необходимо учитывать, что наравне с его возведением будет осуществляться строительство придорожной инфраструктуры, формирование условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль пути пролегания железной дороги. Только при строительстве самого полотна планируется дополнительно возвести 264 моста, 7 тоннелей, 641 водопропускное сооружение. Всё это способствует улучшению условий жизни афганского народа, в том числе за счёт создания рабочих мест.

В целом, итоги саммита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и премьер-министра Пакистана Имран Хана ещё раз подтвердили приоритетный характер создания трансафганской транспортной магистрали. Скорейшее воплощение этого проекта будет способствовать дальнейшему сближению стран Центральной и Южной Азии, установлению мира и стабильности в регионе, а также расширит возможности для совместного устойчивого развития и процветания.

Источник