Узбекистан-Германия: стратегические приоритеты сотрудничества

Узбекистан-Германия:

стратегические приоритеты сотрудничества

(Из выступления на узбекско-германском «круглом столе» на тему «Узбекистан и Германия: сотрудничество в сфере безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии», 19 сентября 2018 г., г. Ташкент)

 

Современный мир вступил в сложный период глубокой трансформации системы международных отношений. Усиливаются новые вызовы и угрозы международной и региональной безопасности. Усугубляются конфликты в различных регионах мира, возрастают неопределенность, турбулентность
и дисбалансы в глобальной экономике.

Все эти тенденции диктуют необходимость формулирования новых задач во внутренней и внешней политике государств, независимо от их географического расположения, уровня развития или культурно-цивилизационной принадлежности. В этом контексте Узбекистан – не исключение.

I. Приоритеты во внутренней политике.

Преодолев сложный исторический период государственного становления, Узбекистан вступил в новый этап построения динамично развивающегося современного государства с сильным гражданским обществом и рыночной экономикой. Исходя из целей и задач внутреннего развития страны, определены следующие приоритеты:

обеспечение верховенства закона, реформирование судебно-правовой системы, укрепление независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;

либерализация экономики, структурные реформы, сокращение присутствия государства в экономике, защита частной собственности, стимулирование малого и среднего предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций и высоких технологий;

повышение занятости и реальных доходов населения, модернизация системы социальной защиты, совершенствование государственной молодежной политики;

обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, создание вокруг страны пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны.

По мнению ряда зарубежных экспертов, начало реализации «Стратегии действий», по сути, ознаменовало завершение постсоветского периода развития Узбекистана. Инициированные Президентом Ш.М.Мирзиёевым масштабные реформы нашли полную общественную поддержку и приобрели необратимый характер. Как отмечает большинство наблюдателей, преобразования в Узбекистане оказывают позитивное влияние на укрепление безопасности в Центральной Азии. И это закономерно: Узбекистан – это страна, где проживает почти половина населения Центральной Азии и которая граничит со всеми государствами региона, включая Афганистан.

Региональная политика

Благодаря проактивной, инициативной и конструктивной дипломатии Президента Ш.М.Мирзиёева, в регионе за беспрецедентно короткие сроки сформирована новая политическая реальность в Центральной Азии.

Межгосударственным отношениям стран ЦА стали присущи такие характеристики, как взаимный учет и уважение интересов, обоюдная открытость и политическое доверие.

Государства региона открыли друг другу не только границы, но и рынки. Заметно активизирована взаимная торговля Узбекистана с соседними странами. Впервые с 1990-х годов начата: 1) промышленная кооперация, 2) реализация совместных инвестиционных проектов, 3) тесное взаимодействие в сфере безопасности.

Усилия стран Центральной Азии по углублению регионального сотрудничества получили твердую поддержку, как со стороны их населения, так и всего мирового сообщества.

Подтверждением этому стало принятие по инициативе Президента Ш.М.Мирзиёева Резолюции ГА ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» (22 июня 2018 г.).

Документ, по сути, явился консолидированным ответом центральноазиатских государств, как на региональные проблемы, так и на вызовы и угрозы глобализации. Страны ЦА усилили свою роль
в качестве самостоятельных субъектов системы международных отношений, способных сообща нести ответственность за настоящее и будущее региона.

Приоритеты и принципы внешней политики

Национальным интересам Узбекистана отвечает укрепление устойчивой системы сбалансированных отношений с ведущими государствами мира. Развитие двустороннего сотрудничества с одной державой не направлено против другой.

Важным условием обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии является сохранение геополитического баланса в регионе.

Центральноазиатский регион должен оставаться открытым для сотрудничества со всеми партнерами.

В этой связи во внешней политике Узбекистан придерживается следующих принципов: а) неучастие в военно-политических блоках; б) не размещение иностранных военных баз на своей территории; в) неучастие в операциях за рубежом.

Ключевой задачей внешней политики Узбекистана является создание максимально благоприятных внешних условий для дальнейшего укрепления национальной безопасности, поддержания высоких темпов роста, устойчивого развития экономики, полноценной интеграции в структуру мирохозяйственных отношений. Одним словом, внешнеполитические интересы страны основываются, прежде всего, на приоритетах внутреннего развития.

Об этом свидетельствуют итоги всех визитов и переговоров Президента Республики Узбекистан на высшем уровне, где главное внимание уделяется достижению взаимных соглашений в сферах торговли и инвестиций, науки и технологий, образования и туризма. Коротко говоря, «экономизация» международного сотрудничества страны становится основной чертой современной внешней политики Узбекистана.

Приоритеты двустороннего сотрудничества

С первых дней независимости Узбекистан придает особое значение развитию двустороннего сотрудничества с Германией. Начало масштабных реформ в рамках «Стратегии действий» придало мощный импульс дальнейшему укреплению узбекско-немецкого многопланового взаимодействия.

Об этом свидетельствует рост объемов взаимной торговли между двумя странами с 520 млн. долл. в 2016 г. до 613 млн. долл. в 2017 г. В Узбекистане осуществляют деятельность свыше 120 предприятий
с участием немецких инвесторов и представительства более 30 компаний Германии.

Неоценима роль германских компаний, таких как «МАН», «Клаас», «Лемкен», «Кнауф», «Дойче Кабель», в процессах структурной диверсификации и технологической модернизации узбекской экономики. С учетом огромного потенциала Узбекистана и Германии, можно говорить о ярких перспективах двустороннего взаимодействия в этих направлениях.

Узбекистан готов стать «центром притяжения» для германских компаний, заинтересованных в производстве и экспорте готовой продукции на рынок Центральной Азии и Афганистана, где на сегодня проживает более 100 млн. человек.

Безусловно, с этими вопросами напрямую увязывается решение задач по созданию современных производственных объектов и, соответственно, новых рабочих мест. Для правительства страны, где около 60% населения составляет молодежь, это является одним из важных приоритетов социально-экономической политики.

Сегодня для Узбекистана крайне востребовано углубление сотрудничества с Германией в сферах менеджмента и госуправления, новых знаний и образования. Внедрение германского опыта в этих областях способно стать важным фактором успешной реализации приоритетных задач в рамках «Стратегии действий» и устойчивого развития крупнейшей страны в Центральной Азии в целом.

Узбекистан и Германию объединяет общность видения и схожесть подходов к проблемам региональной безопасности в Центральной Азии. За все эти годы наши страны приобрели успешный опыт взаимодействия в этой сфере. Ключевым залогом для дальнейшего углубления двусторонних отношений является «мягкое присутствие» Германии в Узбекистане.

 

Германия привлекательна для узбекского общества, особенно молодежи. В Узбекистане немецкий язык изучают свыше 370 тыс. учащихся.
В спецшколах в гг. Ташкент, Самарканд и Маргилан, которые имеют право выдачи Германского языкового диплома (DSD), обучается около 5 тысяч школьников.

В Узбекистане свою деятельность осуществляют представительства Института Гёте, фондов К.Аденауэра и Ф.Эберта, Института по международному сотрудничеству немецкой ассоциации народных университетов, Бюро координатора по немецкому языку Центрального управления школ за рубежом (ЦфА).

Германия, как локомотив европейской экономики, способна придать новый динамизм сотрудничеству между РУ и ЕС. Неслучайно, ФРГ – это крупнейший торгово-экономический партнер Узбекистана в Европе.

В Ташкенте высоко оценивают ту ключевую роль, которую всегда играла ФРГ в укреплении партнерских отношений Узбекистана с Евросоюзом. Сегодня есть все основания утверждать, что это найдет прямое отражение в процессе обновления политики ЕС в ЦА и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Евросоюзом на ближайшее десятилетие.

В целом, современные вызовы и угрозы безопасности требуют выработки общих подходов и совместного поиска путей решения проблем, с которыми сталкиваются Узбекистан и Германия. Это – императив, обусловленный беспрецедентным ростом взаимозависимости государств в глобальном мире, в котором нельзя рассматривать проблемы безопасности в отрыве от вопросов развития.

Сегодня в Центральной Азии и за его пределами есть четкое осознание того, что только стабильные, динамично развивающиеся и процветающие государства могут стать привлекательными, конструктивными и долгосрочными партнерами международного сообщества.

 

Б.Э.Турсунов, заместитель директора ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан