На саммите ОТГ традиционно обсуждались важные и актуальные вопросы

Как сообщалось, сегодня в Анкаре состоялся внеочередной саммит Организации тюркских государств. В то время, как мировая пресса сконцентрировала внимание на итогах этого престижного мероприятия, наш корреспондент обратился с несколькими вопросами касательно данного события к известному специалисту - заместителю директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Бобуру Усманову.

– Как вы оцениваете саммит ОТГ в Анкаре? Какие перспективы откроет данное мероприятие для тюркских государств?

– Сегодняшний Внеочередной саммит глав государств Организации тюркских государств (ОТГ) посвящен теме «Управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь».

Примечательно, что впервые главы тюркских стран собрались на площадке высшего уровня для обсуждения вопросов, связанных с развитием сотрудничества в борьбе со стихийными бедствиями и их последствиями.

В мероприятии, проведенном в знак солидарности с Турцией в связи с пережитыми сильными землетрясениями в юго-восточных регионах, лидеры стран проработали механизмы многостороннего сотрудничества и координации в рамках ОТГ в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Это важно, чтобы не допустимость повторения подобных бедствий в других странах, быть готовыми к действиям в таких ситуациях.

Как известно, государства-члены и наблюдатели ОТГ проявили большую солидарность и протянули руку помощи Турции в этот трудный период, отправили поисково-спасательные отряды и гуманитарную помощь. Наши страны всецело разделяют принцип, что сила тюркских государств – в их единстве. Землетрясение в Турции побудило их к установлению более тесных связей и саммит в Анкаре ярко высветил данную тенденцию. 

Турция сегодня переживает большое горе. Поддержка, оказанная стране на фоне последствий разрушительных февральских землетрясений, важна и неоценима. 

Узбекистан как стратегический партнер, братская страна и член ОТГ не остался в стороне и проявил солидарность с Турцией. Наша страна внесла свой вклад в преодоление последствий катастрофы, произошедших в юго-восточных провинциях Турции.

В зоне катастрофы отработали наши поисково-спасательные и мобильные медицинские отряды, пострадавшим направлено несколько партий гуманитарной помощи. Узбекские спасатели, в числе100 человек, за две недели извлекли из-под обломков зданий 18 человек живыми и более 190 тел погибших.

Медицинский отряд Министерства обороны Узбекистана, состоявшийся из 71 человека, оказал посильную помощь в общей сложности 3860 гражданам, из которых 1795 мужчин, 1177 женщин, 888 детей.

В Ташкенте Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Фондом «Молодёжь – наше будущее» и при поддержке турецких компаний организованы пункты сбора критически необходимых товаров для пострадавших от землетрясений.

В общей сложности в Турцию отправлено 25 фур, заполненных товарами. Направлено 6 партий гуманитарного груза – медикаменты, одеяла, палатки и другие средства первой необходимости.

Наша страна готова и далее оказывать всесторонную помощь в преодолении последствий разрушительных землетрясений.

Сегодня же, в рамках Саммита Президент Узбекистана выдвинул важную инициативу по созданию Платформы системного сотрудничества в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий с внедрением конкретных механизмов реализации. В частности, Узбекистан считает необходимым скорейшую разработку в рамках Организации многостороннего соглашения, направленного на предотвращение природных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, высказано предложение по необходимости существенной активизации партнерских связей между нашими министерствами, ведомствами по чрезвычайным ситуациям и подготовке совместной программы действий по самым приоритетным направлениям.

Также, выдвинута инициатива по внедрению механизмов тесного взаимодействия и поддержки в преодолении социальных и экономических проблем во время непредвиденных тяжелых испытаний. Речь идет о беспрепятственной доставке продовольствия и строительных материалов, запуске проектов кооперации, направленных на восстановление промышленности. Ташкент считает возможным привлечь в эти проекты и первые финансовые ресурсы официально учреждаемого сегодня Тюркского инвестиционного фонда.

Что касается перспектив развития ОТГ, то необходимо отметить, что у структуры громадный потенциал и его реализация будет зависеть от того как именно будет реализовываться, на какие конкретно механизмы и инструменты будут опираться тюркские государства для достижения обозначенных стратегических приоритетов, обозначенных в концепции «Тюркское видение-2040», принятой на Стамбульском саммите в 2021 году.

На фоне геополитических процессов, большие перспективы открываются для сотрудничества тюркских государств, в том числе, в энергетической сфере. Уже реализуются такие крупные энергетические проекты, как нефтяной провод Баку-Тбилиси-Джейхан и Трансанатолийский газопровод (TANAP).

Важно и сотрудничество в транспортно-логистической сфере, что повысит продуктивность «Серединного коридора».

Другой важной инициативой на пространстве ОТГ, является созданный на саммите в Самарканде Тюркский инвестиционный фонд.

В этой связи, как неоднократно указывал Президент Шавкат Мирзиёев, приоритетом наших государств должен стать поиск новых возможностей для активного развития и расширения торгово-экономического сотрудничества.

Конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках, требует укрепления экономического фундамента Организации – увеличения взаимной торговли, углубления технологического партнерства, поддержка крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных обменов в быстро растущих секторах и перспективных направлениях.

 За 2022 год лидеры тюркских государств несколько раз провели встречи, были достигнуты ряд прорывных соглашений по экономическому и политическому взаимодействию. Ожидается ли, что данный формат будет увеличивать экономические, политические возможности и на каком-то этапе превратиться в интеграционный проект?

– Безусловно, встречи на высшем уровне играют важную роль в развитии Организации тюркских государств. Твердая политическая поддержка глав государств по продвижению развития всесторонних связей является важным аспектом, гарантирующим постоянное наполнение повестки новыми «прорывными» направлениями.

В этой связи хотелось бы отметить, что усилиями лидеров ОТГ за короткое время стала авторитетной организацией эффективного, открытого и многостороннего сотрудничества. Как уникальный в своем роде институт, Организация усиливает взаимодействие стран по различным направлениям и координирует в целом вопросы развития сотрудничества в тюркском мире. В настоящее время продолжается активная работа по углублению тюркской интеграции, формируется новая интеграционная повестка.

Главная цель ОТГ – укрепление доверия и многоплановых связей между братскими странами, развитие взаимодействия в торговле, экономике, энергетике, туризме, транспортной и культурно-гуманитарной сферах, координация усилий по обеспечению мира, безопасности в регионе.

За последние годы сотрудничество между странами ОТГ приобрело более прагматичный и содержательный характер. Если на первых этапах ключевое значение придавалось активизации культурно-гуманитарных связей, то к настоящему времени на передний план вышли вопросы укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей, а также развития трансконтинентальных транзитных коридоров.

Участниками объединения создана солидная институциональная архитектура. Учреждены Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТюркПА), деятельность которой направлена на развитие межпарламентского сотрудничества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что тюркская интеграция – это не только возрождение культурно-гуманитарных связей между близкими родственными народами, но и перспективное направление внешнеэкономической и внешнеполитической активности для всех членов объединения.

Анализируя деятельность и стратегические планы развития ОТГ, можно выделить некоторые перспективные направления, по которым страны будут расширять и углублять взаимодействие.

Во-первых, интенсификация торгово-экономических связей.

В целях дальнейшей активизации экономического взаимодействия намечено следующее: широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов в рамках ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд, открытие «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнёрства для предоставления бизнес-сообществам возможности продвижения национальной продукции и поддержки их выхода на новые рынки.

Во-вторых, формирование межрегиональной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы. В данном направлении предусмотрена разработка специальной программы по улучшению транспортного сообщения между тюркскими государствами для гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками, выявлению факторов, замедляющих трансграничный поток товаров, формулированию основ взаимовыгодной тарифной политики на перевозки грузов.

В-третьих, укрепление взаимодействия в энергетической сфере. Рабочая группа OTГ по энергетике планирует изучение возможности сотрудничества тюркских стран в этой области посредством обмена опытом в области повышения энергоэффективности и передовых энерготехнологий, продвижения вопросов энергетической безопасности, диверсификации энергетических маршрутов и совершенствования внутрирегиональных энергетических связей.

В-четвёртых, консолидация усилий в области цифровизации и высоких технологий. Для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ предусмотрено создание различных перспективных механизмов сотрудничества.

В-пятых, улучшение координации мер в области обеспечения продовольственной безопасности. В свете наблюдаемых продовольственных кризисов и стремительного роста цен на продукты питания в мире страны ОТГ намерены наращивать сотрудничество в сельскохозяйственной, животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, создать «зелёные коридоры» продвижения продовольственных товаров, расширить обмен опытом и знаниями посредством проведения семинаров, агрофорумов и совместных научных исследований.

Сегодня тюркское сообщество утверждается в роли одного из локомотивов интеграционных процессов во всей Евразии. В последние годы наши страны, расположенные географически на достаточно широком и стратегически важном пространстве, создали качественно новую модель регионального взаимодействия. 

Подтверждением этому служит принятие лидерами стран ОТГ стратегических документов «Видение Тюркского мира-2040», «Стратегии Организации на 2022-2026 годы» и целого ряда решений по дальнейшему реформированию деятельности структуры с серьёзной интеграционной повесткой.

– Мы знаем, что в рамках ОТГ сейчас предпринимается значимые усилия для того, чтобы транзитные возможности наших стран были расширены. Для этого принимаются новые законы, упрощаются таможенные процедуры. Какие меры принимает Узбекистан в этом направлении?

– Вы правы, ОТГ уделяет приоритетное значение вопросам формирования разветвлённой системы транспортно-логистических коридоров. Могу сказать, Узбекистан также выступает за развитие транспортной взаимосвязанности как важного фактора роста экономики республики и всего региона. Сегодня 6.4 % ВВП страны приходится на сферу транспортных услуг, 7.4 % от общих инвестиций и почти 30 % сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. К 2030 году в планах увеличить пропускную способность транзитного потенциала в 4.4 раза и довести показатель до 6 миллиардов тонн.

В разрезе Центральной Азии для Узбекистана ключевой задачей является восстановление стратегической роли государств региона в качестве транспортно-торгового моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Мы не перестаём выносить на глобальную повестку вопрос развития разветвлённой и надёжно функционирующей сети международных транспортных артерий с выходом на морские и океанские порты. При этом основной упор предлагается делать на развитии межрегиональных мультимодальных коридоров, оцифровке таможенных, санитарных и других видов контроля.

Выдвигаемые инициативы нашего Президента на глобальных форумах имеют целью формирование новой архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии, раскрытие логистического потенциала стран нашего региона, увеличение экспортных потоков в ближние и дальние государства. Хотел бы напомнить, что доведение объёмов экспорта Республики Узбекистан в 2026 году до 30 миллиардов долларов, является одной из целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Одним из важных практических результатов инициатив Узбекистана считаем итоги инициируемой Ташкентом международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» проведённой в 2018 году. Тогда центральноазиатские государства единогласно выразили заинтересованность в принятии региональной Программы развития транспортных коммуникаций. 

Государства Центральной Азии также начали двигаться в направлении последовательного сближения национальных законодательств с международными стандартами с целью облегчения международных грузовых перевозок, транзита и процедур пересечения границ.

Транспортное сотрудничество стран Центральной Азии активизируется также в рамках Шанхайской Организации. Узбекистан, в частности, выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий ШОС в транспортной сфере и получивших широкую поддержку. Среди таких документов можно выделить Концепцию взаимодействия железнодорожных администраций государств – членов ШОС, разработанной по инициативе главы нашего государства.