Узбекистан-2017: что изменилось за год?

Первый год под новым руководством закончился в Узбекистане. За это время в стране начались массовые экономические реформы и динамические изменения. Узбекистан начал привлекать внимание международных политических и деловых кругов, ведущих зарубежных СМИ, таких как Forbes, The Wall Street Journal, Bloomberg и т. д. Теперь содержание и результаты проводимых реформ в Узбекистане находятся в центре внимания международных медиа-платформ и Ташкент стал главным редактором новостей в Центральной Азии.

В то же время отношение узбекского общества к процессам в стране резко изменилось, их участие в реформах стало очень важным, как никогда раньше. Кроме того, каждый день проходят публичные дискуссии посвященные социальным и политическим процессам на телеканалах, которые охватывают всю страну, и в том числе становятся генератором идей, влияющих на развитие страны.

Более того, под руководством Ш.Мирзиёева в экономической сфере начались масштабные реформы. По словам первого заместителя председателя Сената Содика Сафоева, «важность поддержания высокого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана» стал главным приоритетом для национального руководства». С первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев начал политику повышения привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов путем улучшения инвестиционного климата в стране.

Правительство Узбекистана начало либерализацию экономики путем совершенствования финансовой, торговой, налоговой и инвестиционной политики, которая была высоко оценена международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд, ЕБРР, АБР. Одним из важных шагов в этой сфере стало начало полной конвертируемости национальной валюты в сентябре этого года. Модернизация общества и либерализация экономики стали новой нормальностью в Узбекистане. Оценивая эти реформы, международные эксперты утверждают, что «Ташкент был самонадеянным изоляционистом и теперь собирается открыться своим соседям и миру».

Сегодня правительство Узбекистана работает с иностранными консалтинговыми компаниями, инвестиционными банками и другими международными финансовыми институтами ради реализации масштабных экономических и социальных реформ.

Важным документом, регулирующим все эти реформы и выступающим в качестве дорожной карты для них, является Стратегия действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годах, инициированная президентом страны.

Стратегия определяет пять приоритетных направлений развития страны: развитие государственного и общественного строительства; обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебной и правовой системы; развитие и либерализация экономики; развитие социальной сферы; обеспечение безопасности, межэтнической гармонии и религиозной терпимости, осуществление сбалансированной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Особое внимание в Стратегии уделено укреплению независимости и суверенитета государства, повышению роли страны как полноправного члена международных отношений, введению в число развитых демократических государств, созданию пояса безопасности, стабильности и процветания вокруг Узбекистана.

В этой связи Хелена Фрейзер, координатор-резидент ООН в Узбекистане, отметила, что Стратегия и новый внешнеполитический подход на ее основе по укреплению связей с соседними странами являются гарантией будущего процветания и стабильного развития не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Более того, по мнению международных экспертов, принятие и реализация Стратегии действий означает новую основу развития суверенного Узбекистана.

Опираясь на суть и содержание Стратегии, мы должны учитывать ее основные особенности.

Во-первых, принятие Стратегии означает признание наличия серьезных проблем в современном узбекском обществе, с которыми государство немедленно должно иметь дело. В этом случае следует отметить, что ответы на вызовы начинаются с прямого подтверждения их. Новое руководство Узбекистана сделало важный шаг, начав масштабные и исторические реформы в рамках Стратегии действий.

Во-вторых, впервые такая всеобъемлющая программа была принята путем прямого диалога между правительством и народом. До своего принятия версия проекта Стратегии была опубликована в средствах массовой информации и в Интернете, и каждый гражданин имел возможность высказать свое мнение, поделиться своими взглядами и внести свои поправки. В этой связи мы должны признать, что узбекский народ, в том числе представители экспертного сообщества, частного сектора, бизнесмены, неправительственные организации и даже зарубежные эксперты, стали соавторами Стратегии. Благодаря этому люди получили реальный шанс участвовать в процессе принятия решений, и это была настоящая общенациональная дискуссия.

В-третьих, Стратегия - это не просто документ, который является «дорожной картой» для реальных действий и конкретных мер. Это не популистская декларация о намерениях или PR-кампании. Вот почему сегодня мы наблюдаем позитивные и динамичные изменения в Узбекистане. Многочисленные визиты в регионы Узбекистана позволяют населению в определенной степени взаимодействовать с Президентом. Частые изменения на государственном и региональном уровнях, а также назначение молодых министров, склонных к реформам, подтверждают серьезное внимание руководства Узбекистана к модернизации.

В-четвертых, Узбекистан является крупнейшим государством в Центральной Азии с точки зрения демографии. Население Узбекистана составляет почти половину населения региона. Со дня независимости население Узбекистана увеличилось на 50% (с 20 миллионов до 32,5 миллиона). Одним словом, теперь каждый второй житель региона является гражданином Республики Узбекистан. Таким образом, половина населения Центральной Азии вступила в принципиально новый этап развития.

В этой связи реализация Стратегии положительно повлияет не только на Узбекистан, но и на весь регион Центральной Азии. Узбекистан граничит со всеми государствами региона, включая Афганистан. Активная региональная политика Узбекистана и открытость всему миру создали новую политическую реальность в Центральной Азии.

В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2017 года Ш.Мирзиёев, опираясь на основные направления современной внешней политики Узбекистана, подтвердил, что регион Центральной Азии является главным приоритетом и назвал это «сознательным выбором». Он заявил, что «мирная и экономически процветающая Центральная Азия является нашей самой важной целью и ключевой задачей». Более того, президент, подчеркнув активизацию межгосударственных контактов, инициировал организацию саммита глав государств Центральной Азии. По его словам, «проведение регулярных консультационных совещаний» президентов будет способствовать консолидации и тенденции к сближению с соседями.

Подтверждая вышеупомянутые заявления, с первых дней своего президентства Ш.Мирзиёев принял решительные и конкретные шаги, направленные на развитие взаимовыгодных отношений с соседями, установление доверительных контактов со всеми лидерами центрально азиатских государств.

В своей исторической речи в декабре 2017 года в парламенте президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что за прошедший период в сфере внешней политики Узбекистан добился значительных результатов в развитии дружественных и взаимовыгодных отношений с зарубежными странами, в первую очередь с соседними странами.

Более того, Ташкент начал реализовывать принцип «Основной приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия». В результате в регионе создана абсолютно новая политическая атмосфера, укрепляются связи, основанные на взаимном доверии и добрососедстве.

Были созданы отношения, основанные на стратегическом партнерстве с Туркменистаном и Кыргызстаном. Был подписан ряд важных документов для дальнейшего углубления стратегического партнерства с Казахстаном, были подписаны экономические соглашения на 2 миллиарда долларов. Также укрепляется сотрудничество с Таджикистаном. Открылась воздушная связь между Ташкентом и Душанбе. В этом смысле подписание Договора о государственной границе с Кыргызстаном стало серьезным шагом в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии.

За очень короткий промежуток времени объем товарооборота между Узбекистаном и Кыргызстаном увеличился на 70%, с Таджикистаном на 85%, с Казахстаном на 30%. С соседним Афганистаном были заключены важные и взаимовыгодные соглашения, начата практическая работа по новым экономическим, инфраструктурным и социальным проектам.

Кэтрин Путц, аналитик по центрально азиатским вопросам в «The Diplomat», пишет, что восстановление двусторонних отношений - это всего лишь одна часть этой головоломки, а вторая - появление в Ташкенте многостороннего формата сотрудничества. Сбалансированная внешняя политика Узбекистана по отношению к не региональным субъектам и иностранным державам является решающим фактором сохранения геополитического баланса, геополитического плюрализма в Центральной Азии. Во время своей инаугурационной речи президент Узбекистана подтвердил, что Узбекистан не станет частью какого-либо военного блока, не позволит размещение какой-либо иностранной военной базы на своей территории, не будет участвовать в каких-либо военных операциях за рубежом.

В 2017 году состоялся 21 визит Президента на высоком уровне. Лидер Узбекистана встретился с лидерами и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате было заключено более 400 соглашений, а торговые и инвестиционные контракты были подписаны в общей сложности почти на 60 млрд. долл. Для своевременного внедрения принятых документов было разработано 40 «дорожных карт», которые осуществляются совместно с нашими зарубежными партнерами.

В этом случае, за последние 12 месяцев Президент Республики Узбекистан совершил официальные визиты к стратегическим партнерам Республики, включая Россию, Китай, США, Южную Корею, Саудовскую Аравию, Турцию и т.д. Только в этом году прошло 12 заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому, инвестиционному и технологическому сотрудничеству, совершено 130 визитов экономических делегаций Узбекистана в зарубежные страны, 267 визитов иностранных деловых делегаций в республику.

Узбекистан начал развивать сотрудничество с такими международными структурами, как ООН, ОИС, ШОС, СНГ на новом уровне. Было восстановлено сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, а с Европейским инвестиционным банком были установлены партнерские отношения. Взаимодействие с международными финансовыми институтами, такими как ВБ, МВФ, АБР, ИБР, приобретает динамичный характер. Эти позитивные изменения в стране повышают привлекательность Узбекистана на международной арене.

Подводя итог всему, следует отметить, что эти драматические изменения в Узбекистане создали надежную основу для взаимовыгодного сотрудничества между Ташкентом и его региональными и международными партнерами. Руководство Узбекистана подтвердило свою инновационную и эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая важна не только для Узбекистана, но и для иностранных партнеров, заинтересованных в стабильной и процветающей Центральной Азии.

Ботир Турсунов, заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

Рустам Хурамов, ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан