Узбекистан и ООН: долгосрочное сотрудничество и основные направления, суть резолюций, принятых по инициативе Узбекистана

Узбекистан, являясь активным участником международных отношений, с момента обретения независимости последовательно укрепляет свои позиции на мировой арене. Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций является краеугольным камнем внешней политики страны, направленной на достижение устойчивого развития, обеспечение мира и стабильности в Центральноазиатском регионе. 

За годы партнерства Узбекистан превратился из пассивного наблюдателя в активного инициатора значимых международных резолюций и проектов. Как отмечается в официальных документах, сегодня взаимодействие с ООН находится на беспрецедентном уровне: реализуется 160 совместных программ и проектов, охватывающих различные сферы — от охраны окружающей среды до цифровизации государственных услуг. Это сотрудничество стало ключевым фактором продвижения национальных приоритетов и реализации Целей устойчивого развития.

9 сентября начала работу 80-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций под девизом «Работать сообща: 80 лет совместной работы во имя мира, развития и прав человека и путь вперед».

Нестабильное состояние международной безопасности, гуманитарные и экономические кризисы, финансовые проблемы в системе ООН делают все более слышимыми голоса, высказывающие сомнения по поводу эффективности глобальных учреждений управления в противостоянии планетарным вызовам. 

На этом фоне ключевой целью сессии ГА ООН, отмечающей 80 годовщину основания Организации, является подтвердить приверженность государств-членов принципам многосторонности, и, по возможности, согласовать пути обновленного международного сотрудничества. 

Узбекистан, являясь активным участником международных отношений, рассматривает сотрудничество с Организацией Объединенных Наций в качестве приоритетного направления внешней политики страны, направленной на достижение устойчивого развития, обеспечение мира и стабильности в регионе Центральной Азии. 

Узбекистан присоединился к ООН 2 марта 1992 года, что стало отправной точкой для его интеграции в глобальное сообщество. 

За годы партнерства Узбекистан трансформировался из пассивного наблюдателя в активного инициатора значимых международных резолюций и программ, подняв сотрудничество с ООН на беспрецедентный уровень. 

Если в 1990-е годы Узбекистан фокусировался на построении государственности и участии в основных договорах ООН по правам человека и разоружению, в 2000-2010-е годы страна начала активно участвовать в региональных инициативах под эгидой ООН, особенно в сфере безопасности и устойчивого развития. Однако период значительной активизации роли Узбекистана произошел после 2016 года, когда по инициативе Президента Шавката Мирзиёева страна выдвинула ряд важных предложений.

Только за последние годы по инициативе Узбекистана были приняты 13 специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, реализуется 160 совместных программ и проектов, охватывающих различные сферы – от охраны окружающей среды до цифровизации государственных услуг. 

Это сотрудничество стало ключевым фактором в продвижении национальных приоритетов и реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в первую очередь в экономических, социальных и экологических аспектах развития, обеспечивая комплексный подход. О значительных успехах в этой области свидетельствует тот факт, что Узбекистан вошел в пятерку наиболее прогрессивных государств по Глобальному индексу Целей устойчивого развития. 

Экологическое направление является одним из приоритетных в сотрудничестве Узбекистана с ООН. Страна инициировала несколько резолюций, предлагая совместные решения на общие проблемы. В частности, в апреле 2025 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Десятилетие Организации Объединенных Наций по облесению и лесовосстановлению в соответствии с принципами устойчивого лесопользования», провозгласившая период 2027–2036 годов Декадой действий по лесоразведению и лесовосстановлению. Еще одна резолюция, принятая Генассамблеей в августе 2024 года по инициативе Узбекистана «Содействие устойчивому лесопользованию, включая облесение и лесовосстановление, на деградированных землях, в том числе в засушливых районах, как эффективное решение экологических проблем», способствовала устойчивому лесопользованию, включая облесение и лесовосстановление на деградированных землях, в том числе в засушливых районах.

Трагедия Аральского моря по масштабу своих негативных гуманитарных, экологических и социально-экономических последствий является не только региональной, но и планетарной проблемой. В этом направлении Узбекистан одной из важнейших задач считает снижение негативного воздействия, сохранение генофонда в регионе Приаралья, реализуя широкомасштабные реформы по обеспечению экологической стабильности и социально-экономическому развитию региона, выдвигая инициативы в авторитетных международных и региональных организациях.

Ярким примером этого является принятие по инициативе Президента Генеральной Ассамблеей в мае 2021 года специальной резолюции «Об объявлении региона Приаралья Зоной экологических инноваций и технологий». Приаралье стало первым регионом, которому Генеральная Ассамблея предоставила столь значимый статус. Роль Ташкента как площадки Многопартнерского целевого фонда ООН по безопасности человека для региона Приаралья подчеркивает потенциал лидерства в этой сфере, а накопленный опыт в решении трансграничных проблем может быть востребован другими странами. 

В рамках смягчения последствий экологической катастрофы на высохшем дне Аральского моря в Узбекистане была проведена лесопосадка на площади два миллиона гектаров. Посаженные деревья способствуют сдерживанию песчаных бурь, улучшению экосистемы и созданию источников дохода для местных сообществ.

В целом, на национальном уровне в целях активизации усилий по озеленению Узбекистан намерен ежегодно, накануне весеннего праздника Навруз, проводить региональную акцию по высадке деревьев «Зеленый пояс Центральной Азии». По инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в стране реализуется масштабная общенациональная программа «Яшил макон» (Зеленый край), которая предусматривает посадку миллиарда деревьев в течение пяти лет и создание более 21 миллиона зеленых зон по всей стране, способствуя улучшению экологической обстановки и повышению качества жизни граждан.

Предупреждение и преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, сострадание и гуманитарная поддержка является важной сферой международного взаимодействия. 29 апреля 2025 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, инициированную Узбекистаном, о провозглашении 29 апреля «Международным днем памяти жертв землетрясений». Соавторами документа выступили свыше 80 государств, представляющих все регионы мира. Землетрясения являются одними из самых разрушительных природных катастроф, нередко приводя к самым трагическим последствиям. Резолюция призывает государства-члены ООН, учреждения системы ООН и другие международные организации содействовать проведению Международного дня, в том числе через информационные и просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомленности, укрепление устойчивости и готовности к чрезвычайным ситуациям.

Важность прилагаемых странами Центральной Азии усилий по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года также нашла отражение в принятой Генеральной Ассамблей в декабре 2019 года специальной резолюции «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии». Инициированный Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым документ связывает устойчивое развитие с развитием туризма в регионе, через который исторически проходил Великий шелковый путь из Азии в Европу.

В Узбекистане понимают, что достижение Целей устойчивого развития во взаимосвязанном мире невозможно без обеспечения устойчивых маршрутов обмена товарами, услугами и идеями, способствующих совместному развитию. Поэтому Ташкент инициировал, а в июле 2022 г. при соавторстве около 40 стран с разных континентов мира Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила специальную резолюцию «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией».  

В документе подчеркивается важность укрепления сотрудничества для осуществления Венской декларации для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, а также ключевое значение транспортных и транзитных коридоров для ускорения экономического роста, повышения эффективности торгово-экономических связей между странами Центральной и Южной Азии и реализации их уникального транспортного, транзитного и инвестиционного потенциала. Особое внимание акцентируется на важности обмена опытом для содействия устойчивому развитию, в том числе путем предоставления доступа к технологиям получения чистой энергии, решения экологических проблем и защиты окружающей среды. В резолюции также учитывается важность роли Афганистана в установлении связей между Центральной и Южной Азией, а также его экономического развития и интеграции в межрегиональные экономические процессы для обеспечения прочного мира и стабильности.

В развитие сотрудничества с ООН в контексте достижения ЦУР, на третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, которая прошла в начале августа т.г. в Туркменистане, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд важных инициатив для преодоления общих вызовов и проблем стран-участниц.

Прежде всего отмечена необходимость скоординированных действий для опережающего развития международных транспортных коридоров и инфраструктуры. «Доступ к глобальным рынкам должен быть равным для всех. Это не только экономическая необходимость. Это прежде всего важное условие устойчивого развития, доверия и сотрудничества в международных отношениях», – уверен Президент Шавкат Мирзиёев. 

Наряду с развитием перспективных транспортных коридоров в регионе, Глава Узбекистана предложил: разработать под эгидой ООН Глобальное соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю, для обеспечения справедливого доступа к портам и коммуникациям, снижения неравенства в глобальной логистике; создать под эгидой ООН Фонд содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю, для формирования гибких инвестиционных инструментов и финансирования крупных инфраструктурных проектов. Потребность только стран Центральной Азии в инвестициях в транспортную инфраструктуру оценивается почти в 40 миллиардов долларов; разработать Глобальный индекс уязвимости стран, не имеющих выхода к морю, для объективного определения ограничения возможностей в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий. 

Мир и безопасность лежат в основе мандата ООН. В своей внешней политике Узбекистан делает акцент на многосторонности и сотрудничестве – приоритетах 80-й сессии Генеральной Ассамблеи, – делая ставку на добрососедстве, диалоге и региональной интеграции. 

Узбекистан играет активную роль в обеспечении региональной стабильности. На пленарной сессии 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». Документ, проект которого был разработан Узбекистаном совместно с соседними государствами Центральной Азии, единогласно поддержан всеми государствами-членами ООН. 

Принятие резолюции стало новым этапом в истории стран Центральной Азии и ознаменовало консолидацию региона. Впервые после их независимости в 1991 году государства Центральной Азии подтвердили свою способность не только предпринимать совместные действия для решения общих региональных проблем, но и для обеспечения благополучия и процветания своих граждан.

А уже в декабре 2018 года Генассамблея ООН по инициативе Президента Узбекистана приняла специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность», нацеленную на «обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидация безграмотности и невежества». Документ также призван «содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации». Резолюция была не только единогласно поддержана всеми государствами-членами, но и принята при соавторстве свыше 50 стран. 

Следует отметить, что сегодня в Узбекистане с населением 37 миллионов человек в атмосфере дружбы и взаимного уважения проживают представители более 130 национальностей и 16 религиозных конфессий. В стране функционируют более 2300 религиозных организаций различных конфессий, а также 155 национальных культурных центров, сохраняющих языки, традиции и обычаи народов. Только за последние пять лет в стране зарегистрировано более 100 новых религиозных организаций. Созданы условия для обучения на 7 языках, вещания телерадиопрограмм на 12 языках и выпуска печатных изданий на 14 языках.

В мае 2022 года и в сентябре т.г. организовано проведение международного форума «Диалог деклараций», который стал уникальной площадкой для обмена опытом и мнениями в обеспечении мирного сосуществования различных народов и религий. Принятая по итогам первого форума «Бухарская декларация» была признана официальным документом Генеральной Ассамблеи ООН, что подтвердило вклад Республики Узбекистан в поддержку международных усилий по укреплению толерантности.

В республике проводятся мероприятия по повышению потенциала стран региона в противодействии трансграничным угрозам, пресечению передвижения террористов и укреплению мер доверия. В июне 2024 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла инициированную Узбекистаном резолюцию «Готовность стран Центральной Азии выступать единым фронтом и сотрудничать для эффективного решения и устранения проблем, связанных с наркотиками». В резолюции отмечается, что достижение Целей устойчивого развития в Центральной Азии тесно связано с борьбой с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением наркотиками в регионе. Акцентировано внимание на позитивные изменения в регионе и подчеркивается приверженность государств к эффективному антинаркотическому сотрудничеству в рамках глобального подхода к решению проблемы наркотиков. Призыв к принятию комплексных мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, их прекурсоров, разработке стратегических инициатив и планов действий является актуальным для широкого мирового сообщества, что отразилось в широкой поддержке резолюции, соавторами которой выступили более 30 стран-членов.

Предпринимаемые Ташкентом усилия ведут к росту доверия международного сообщества к Узбекистану, о чем свидетельствует избрание Узбекистана в такие ключевые органы ООН, как Совет по правам человека (2021-2023 годы), Экономический и Социальный Совета (ЭКОСОС) (2024-2027 годы), Административный совет Международной организации труда (2024-2027 годы), Комитет по правам человека ООН (2025-2028 годы). 

Узбекистан планирует и дальше активно участвовать в деятельности всех структур ООН, представляя национальные и региональные инициативы и привлекая дополнительные финансовые ресурсы для реализации проектов. Подписание новой пятилетней программы сотрудничества с ООН в контексте достижения ЦУР позволит синхронизировать сотрудничество с более чем 20 агентствами, фондами и программами ООН, включая ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, ЮНФПА и МОТ.

При этом, приоритетные направления партнерства с ООН включают углубление интеграции в Центральной Азии, продвижение инициатив по созданию новых транспортных коридоров и логистической инфраструктуры для стран, не имеющих выхода к морю, а также развитие цифрового государственного управления и обмен опытом с другими странами.

Вместе с тем, совместная разработка и реализация многосекторальных программ, таких как комплексное развитие сельских районов, развитие цифровых навыков у молодежи и инновационное финансирование здравоохранения, позволят максимально повысить эффективность и привлечь дополнительные ресурсы. 

В целом, сотрудничество Узбекистана с ООН является примером успешного многостороннего партнерства, направленного на решение региональных проблем, имеющих глобальное измерение.

За годы взаимодействия страна не только достигла значительных результатов в области устойчивого развития, защиты прав человека и охраны окружающей среды, но и стала активным инициатором важных международных резолюций, важной площадкой сотрудничества региона с ООН, служа катализатором развития межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии. Партнерство с ООН имеет ключевое значение для устойчивого развития и мира в Центральной Азии. 

Как отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, «Мы не можем ждать идеальных условий. Мы должны создать их. Мы не можем откладывать усилия по установлению мира до тех пор, пока страдания не станут невыносимыми». Узбекистан полностью разделяет этот подход и продолжает работать над укреплением многостороннего диалога и сотрудничества.

Ташкент, продолжая реализовывать свои стратегические инициативы, вносит весомый вклад в достижение общих целей международного сообщества, вместе с тем становясь центром знаний и инноваций в Центральной Азии, формируя условия для развития всего региона.

Как отметил президент страны Шавкат Мирзиёев, после 20 лет недопониманий и сомнений «Мы создали эффективную площадку для регулярного диалога (среди стран региона Центральной Азии) и совместного определения «новых точек» и драйверов роста». «Узбекистан всегда остается приверженным укреплению глубокого и долгосрочного сотрудничества со структурами Организации Объединенных Наций и со всеми странами», - заявил Президент Узбекистана с трибуны 78-й сессии ГА ООН.

Мы ожидаем, что 80-ая сессия ГА ООН подтвердит приверженность стран многосторонности и сотрудничеству в условиях кризисов и надеемся, что юбилейная встреча не подведет ожидания.