Узбекистан принимает системные меры по адаптации и смягчению последствий изменения климата

 В настоящее время изменение климата является одним из основных вызовов современности, с которым сталкивается человечество. Его последствия имеют глобальный характер и беспрецедентные масштабы. Эксперты прогнозируют дальнейшее нарастание тенденций глобального потепления, влекущее за собой комплекс взаимосвязанных проблем продовольственной, экологической, водной, энергетической и, в конечном счете, экономической безопасности.

В последнее время данный вопрос приобретает большую актуальность среди мировой общественности. Как отметил Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, от климатического кризиса не застрахована ни одна страна мира. В этой связи он призвал консолидировать усилия международного сообщества по борьбе с изменением климата. Если не предпринять решительных действий сегодня, то последующая адаптация к изменению климата потребует больших усилий и затрат.

По данным ООН, за последние 20 лет в результате природных катастроф погибло более 1,2 млн. чел. Нанесенный экономический ущерб составил около 3 трлн. долл. В свою очередь в мировом масштабе изменение климата и его последствия в ближайшие 30 лет обойдутся мировой экономике в 8 трлн. долл. Прогнозируется, что к 2050 г. из-за влияния климатических изменений рост мирового ВВП снизится на 3%.

Узбекистан и другие государства Центральной Азии входят в число стран, наиболее подверженных экологическим катаклизмам. Как отметил Президент Узбекистана Ш.Мирзиеев, на сегодняшний день разрушительные воздействия от последствий изменения климата ощущает каждая страна, и данные негативные последствия прямым образом несут за собой угрозу стабильному развитию региону Центральной Азии.

По оценкам экспертов Всемирного банка, если к концу XXI века при сохранении нынешних темпов средняя температура в мире повысится на 4 градуса по Цельсию, то в Центральной Азии повышение составит 7 градусов. При этом наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье.

В этих условиях страны Центральной Азии остаются уязвимыми перед такими опасными явлениями, как наводнения, прорывы горных озер, сходы оползней, сели, лавины, пыльные бури.

В результате глобального изменения климата на протяжении последних 50-60 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30%. Согласно расчетам, до 2050 г. ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи — до 5%, в бассейне Амударьи — до 15%. К 2050 г. нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП в регионе на 11%.

Анализы показывают, что изменение климата еще больше обострит дефицит воды в Узбекистане, может привести к увеличению продолжительности и периодичности засухи, а также образованию серьезных проблем в удовлетворении потребности экономики в водных ресурсах. Если в период до 2015 г. суммарный дефицит воды в Узбекистане составлял более 3 млрд. куб. м, то к 2030 г. он может составить 7 млрд. куб. м., к 2050 г. - 15 млрд. куб. м. За последние 15 лет обеспеченность водой на душу населения сократилась с 3 048 куб. м. до 1 589 куб. м.

Вместе с тем численность населения республики увеличивается в среднем на 650 - 700 тыс. человек в год. К 2030 г. население Узбекистана составит 39 млн. человек, ожидается увеличение их потребности в качественной воде с 2,3 млрд. куб. м. до 2,7 – 3,0 млрд. куб. м. (на 18 –20%). Это приведет к ежегодному увеличению потребности в воде сферы коммунального хозяйства.

В таких условиях в республике принимаются системные меры по адаптации и смягчению последствий изменения климата.

В частности, за последние 4 года были приняты ряд концептуальных документов – «Концепция охраны окружающей среды до 2030 г,  Стратегия по переходу республики на «зеленую» экономику на период 2019-2030 гг., Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019-2028 гг., Концепция развития водного хозяйства Узбекистана на 2020-2030 гг.», Концепция обеспечения Узбекистана электрической энергией на 2020−2030 годы, «Концепция развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в 2020-2025 гг.», «Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021–2023 гг.».

В указанных документах главными приоритетами Узбекистана по смягчению последствий изменения климата определены:

1) снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

2) рациональное использование водных ресурсов; 3) внедрение новых, экологически чистых технологий в различные отрасли экономики;

4) увеличение доли возобновляемых источников энергии; 5) увеличение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

В целях совершенствования системы государственного управления в области охраны окружающей среды проведены институциональные реформы. На базе министерства сельского и водного хозяйства образованы два самостоятельных министерства – сельского хозяйства и водного хозяйства, полностью реформированы Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Центр гидрометеорологической службы Узбекистана, а также создан Государственный комитет по лесному хозяйству.

В повышении эффективности проводимых природоохранных мероприятий важную роль играет развитие экологической культуры широкого круга населения, в частности подрастающего поколения. Важным шагом в этом направлении стало создание в 2008 г. Экологического движения Узбекистана, призванного консолидировать усилия гражданского общества в данном направлении. Впоследствии Экодвижение стало Экологической партией, что позволило возвести природоохранную повестку на уровень политических дискуссий.

В стране принимаются меры по повышению энергоэффективности экономики, уменьшению использования углеводородов, увеличению доли возобновляемых источников энергии. Так, к 2030 г. запланировано двукратное повышение показателя энергоэффективности и снижение углеродоемкости ВВП, обеспечение доступа к современному, недорогому и надежному энергоснабжению для 100% населения и отраслей экономики. В экономике Узбекистане в 2020-2022 гг. за счет мер повышения энергоэффективности планируется сэкономить 3,3 млрд. кВт.ч электроэнергии, 2,6 млрд. кубометров природного газа и 16,5 тыс. тонн нефтепродуктов. Будут внедрены современные механизмы и стандарты в строительстве, предоставлены компенсации за установку энергоэффективного оборудования.

Технический потенциал возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан составляет 180 млн. тонн нефтяного эквивалента, что более чем в три раза превышает его ежегодную потребность в энергоресурсах. В то же время доля ВИЭ составляет лишь 10% от общего объема вырабатываемой электроэнергии, остальные 90% приходятся на традиционные источники. Для более эффективного использования имеющегося потенциала Узбекистан планирует к 2030 г. увеличить долю возобновляемых источников энергии до 25%.

Параллельно усиливаются меры по борьбе с истощением водных ресурсов.

В рамках реализации Стратегии управления водными ресурсами Узбекистана на 2021–2023 годы намечено активное внедрение водосберегающих технологий, в том числе капельного орошения. Так, запланировано доведение внедрения водосберегающих технологий орошения с 308 тыс. гектаров до 1,1 млн. гектаров, в том числе технологий капельного орошения – с 121 тыс. гектаров до 822 тыс. гектаров.

Особое внимание Узбекистане уделяет мерам по минимизации последствий высыхания Аральского моря. Опустынивание и деградация земель в зоне Приаралья происходит на площади около 2 млн. га. За счёт создания защитных зелёных насаждений на осушенном дне Аральского моря (высажено 1,5 млн. га.) Узбекистан увеличивает территории, занятые лесами и кустарниками. За последние 4 года объём лесонасаждений по республике увеличился в 10-15 раз. Если до 2018 г. годовой объём создания лесов находился в пределах 47-52 тыс. га, в 2019 г. данный показатель увеличился до 501 тыс. га, в 2020 г. - до 728 тыс. га. Подобные результаты были достигнуты в том числе за счет расширения объёма производства посадочного материала. Так, в 2018 г. было выращено 55 млн. сеянцев и саженцев, в 2019 г. – 72 млн. шт., в 2020 г. – 90 млн. шт.

Принята Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017−2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона. Кроме того, утверждена Программа комплексного социально-экономического развития Каракалпакстана на 2020−2023 годы. В 2018 г. был создан Международный инновационный центр Приаралья при Президенте Республики.

Узбекистан предпринимает активные шаги по доведению до международного сообщества последствий высыхания Аральского моря, а также для объединения усилий стран Центральной Азии по борьбе с последствиями данной катастрофы. В 2018 г. после десятилетнего перерыва в Туркменистане состоялось заседания Международного фонда спасения Арала. В этом же году по инициативе Президента Узбекистана был создан Многопартнерский Трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья.

24-25 октября 2019 г. в Нукусе под эгидой ООН состоялась Международная конференция высокого уровня «Приаралье – зона экологических инноваций и технологий». По предложению Ш.Мирзиёева 18 мая 2021 г. ГА ООН единогласно приняла специальную резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.

Инициатива главы Узбекистана была позитивно воспринята мировым сообществом, о чем свидетельствует тот факт, что соавторами резолюции выступили около 60 государств мира. Приаралье стало первым регионом, которому Генеральная Ассамблея предоставила столь значимый статус.

ООН прогнозирует, что глобальное изменение климата только усилит напряжённость водных проблем, а также станет причиной увеличения частоты и повышения суровости наводнений и засухи. К 2030 году глобальный дефицит водных ресурсов на планете может достичь 40%. 

На этом фоне Узбекистан выступает за сотрудничество в области водных ресурсов на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности в духе добрососедства и сотрудничества. Ташкент считает необходимым разработку механизмов совместного управления трансграничными водными ресурсами региона, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии.  При этом управление водными ресурсами бассейнов трансграничных водотоков должно осуществляться без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Кроме того, важно укрепление существующих региональных институциональных и правовых механизмов совместного управления, а также разрешение возникающих споров путём переговоров и консультаций, учитывая совокупность географических, климатических, экологических и демографических факторов, а также социально-экономических потребностей государств региона. Реализация вышеуказанных мер должна поспособствовать разрешению имеющихся расхождений во взглядах по использованию водных ресурсов в Центральной Азии, и, как следствие, укреплению доверия между странами региона.

Узбекистан стал активным участником глобальной природоохранной политики, присоединившись и ратифицировав ряд международных конвенций и соответствующих протоколов в области охраны окружающей среды. Важным событием стало присоединение Узбекистана (2017 г.) к Парижскому соглашению ООН по климату, в рамках которого были взяты обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2030 г. на 10% по сравнению с 2010 г. Для достижения этой цели в настоящее время разрабатывается Национальная стратегия низкоуглеродного развития, а также прорабатывается вопрос достижения углеродной нейтральности Узбекистана к 2050 г.

Особого внимания требует проактивная международная деятельность Узбекистана. Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев, выступая на международных форумах, выдвигает востребованные идеи и инициативы, направленные на укрепление международного и регионального сотрудничестве по ключевым аспектам глобальной повестки, в частности в отношении вопросов изменения климата. 

Так, Глава Узбекистана в своих выступлениях на 75-й сессии ГА ООН, саммитах ШОС, Организации экономического сотрудничества, первом саммите ОИС по науке и технологиям, Консультативной встречи глав государств Центральной Азии призвал объединить усилия для решения вопросов, связанных с изменением климата, а также создать конкретные действенные механизмы регионального сотрудничества в данном направлении.

На саммите ШОС в Бишкеке (14 июня 2019 г.) Ш.Мирзиёев предложил принять программу «Зеленого пояса» ШОС с целью внедрения в странах организации ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. На 14-м саммите Организации экономического сотрудничества (4 марта 2021 г.) Президент Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения Среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение в эту сферу инвестиций и современных технологий.

На третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, Президент Узбекистана выступил за разработку региональной программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая будет способствовать адаптации стран региона к климатическим изменениям. Основными направлениями программы могут стать постепенная декарбонизация экономики, рациональное использование водных ресурсов, внедрение в экономику энергоэффективных технологий, увеличение доли выработки возобновляемых источников энергии.

В целом, на фоне актуализации международной климатической повестки реализуемая Узбекистаном долгосрочная политика в области охраны окружающей среды, поддержания экологического равновесия и рационального использования водных ресурсов является своевременной и должна поспособствовать дальнейшему улучшению экологической обстановки не только в республике, но и центральноазиатском регионе в целом.

При этом для достижения положительных результатов в масштабах региона очень важно продолжать конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество между странами Центральной Азии. Только благодаря совместным усилиям можно восстановить хрупкий экологический баланс, нарушенный в результате необдуманной человеческой деятельности в регионе.

Марат Аитов,

руководитель отдела

Института стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте Республики Узбекистан

Источник