Стратегические перспективы сотрудничества

Благодаря активизации Ташкентом в последние годы открытой и прагматичной внешней политики достигнуты прорывные результаты в укреплении взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.

Курс на сближение

Исходя из приоритетных направлений по выстраиванию отношений с зарубежными партнерами Узбекистан заинтересован в продолжении курса по углублению и расширению взаимодействия с Европейским союзом и его ведущими государствами-членами, среди которых особое место занимает Французская Республика.

В данном контексте состоявшийся 8—9 октября официальный визит Президента Шавката Мирзиёева во Францию стал логическим продолжением активизировавшейся в последние годы работы по приданию качественно нового импульса многоплановым узбекско-французским отношениям.

В ходе визита Президент Шавкат Мирзиёев встретился с главой Франции Эммануэлем Макроном, председателем французского Сената Жераром Ларше, а также руководителями крупнейших французских компаний и финансовых структур. 

Французской стороной отмечена близость реализуемой в Узбекистане Стратегии действий с программой реформ французского лидера, прежде всего в области политической и экономической модернизации, обеспечения верховенства закона, совершенствования судебно-правовой системы, направления работы органов власти на службу интересам народа и государства. 

Стороны отметили, что подходы двух государств к решению основных международных и региональных проблем близки или совпадают и указали на важность развития новых форм регионального и международного сотрудничества, совместного противодействия вызовам и угрозам. Особо подчеркнута роль Ташкента в укреплении региональной стабильности и безопасности, развитии взаимовыгодного сотрудничества и добрососедских отношений в целях обеспечения мирного и устойчивого развития Центральной Азии. 

Главы государств вновь заявили о необходимости стабилизации обстановки в Афганистане как важного условия мира и спокойствия в регионе, подчеркнув безальтернативность прямого политического диалога без предварительных условий между всеми вовлеченными в конфликт сторонами.

Особое внимание уделено деятельности узбекско-французской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Подчеркнута важность наращивания объемов взаимной торговли, реализации перспективных инвестиционных проектов в разных отраслях экономики. 

Без преувеличения можно сказать, что катализатором данных процессов послужили, с одной стороны, претворяемые в Узбекистане многоплановые реформы по модернизации и либерализации всех сфер внутренней жизнедеятельности республики. С другой — активные действия Ташкента по созданию вокруг страны пояса безопасности и стабильности, что соответствует политике Парижа в Центральной Азии. Следует подчеркнуть, что позиция Франции в отношении региона всегда отличалась ее приверженностью суверенитету, безопасности и процветанию всех его стран.

Позитивная динамика отношений

За последние годы в узбекско-французских отношениях удалось добиться позитивных результатов в ряде сфер сотрудничества.

Во-первых, между Узбекистаном и Францией активизировался политический диалог. В марте 2017 года в Париже и апреле того же года в Ташкенте состоялись встречи министров иностранных дел Узбекистана и Франции. По итогам переговоров глав внешнеполитических ведомств подписана Программа сотрудничества МИД Узбекистана и Франции на 2017—2018 годы. 

Во-вторых, получил импульс налаженный за предыдущие годы межпарламентский диалог. В октябре 2017 года обновлен действующий состав группы по сотрудничеству Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан с Сенатом Французской Республики.

В условиях, когда парламент Узбекистана начал обладать качественно иными, реальными полномочиями, позволяющими влиять на развитие общества, законодательный орган заинтересован в изучении форм и механизмов парламентской деятельности во Франции, считающейся одной из развитой европейской страной демократии.

В-третьих, наблюдалась позитивная динамика торгово-экономического сотрудничества. По итогам первого полугодия 2018 года товарооборот составил 146,2 миллиона долларов, что на 12 процентов выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Кроме того, с 2001 года действует узбекско-французская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). По итогам проведения в июле нынешнего года во Франции последнего (седьмого) заседания МПК в Париже впервые был открыт торговый дом Узбекистана для целенаправленной организации прямых поставок во Францию широкой номенклатуры узбекской продукции.

В-четвертых, особое место во взаимоотношениях сторон занимает культурно-гуманитарный компонент. В рамках сотрудничества в этой сфере представители Франции регулярно принимают участие в международном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде. Налажены побратимские связи между городами Самарканд и Лион, Хива и Версаль, Бухара и Руэй-Мальмезон.

Наблюдается успешное развитие сотрудничества с Францией в области образования и науки, особенно в части изучения французского языка и литературы в учебных заведениях Узбекистана.

В настоящее время французский язык изучают свыше 300 тысяч учащихся в 1 260 школах, колледжах и лицеях, а также в восьми вузах республики. 

Во Франции осуществляют деятельность Ассоциация по изучению искусства и истории эпохи Темуридов, созданная в 1988 году, и ассоциация «Авиценна — Франция», организованная в 2004 году.

В свою очередь в Ташкенте функционирует Французский альянс, имеющий богатую библиотеку французско литературы с фондом более восьми тысяч наименований. 

В-пятых, в последнее время значительно активизировалось сотрудничество в области туризма, что способствует росту взаимных поездок граждан двух государств. Как отметил сенатор Франции А. Ришар, учитывая культурное богатство Узбекистана, важным аспектом будет оставаться сотрудничество в сфере туризма.

В этой связи следует отметить, что в период с 2016 по 2017 годы количество французских туристов, посетивших Узбекистан, увеличилось с 4,8 тысячи человек до 5,7 тысячи. За первые восемь месяцев текущего года этот показатель превысил 9,1 тысячи. Примечательно, что указом Президента страны для граждан Франции введен безвизовый режим въезда, который вступил в силу с 5 октября.

Приоритеты партнерства

Можно констатировать, что проведенные в ходе пребывания Президента Узбекистана в Париже плодотворные переговоры служат важным индикатором стратегической значимости развития узбекско-французского сотрудничества. 

В настоящее время в двусторонних отношениях стран основными приоритетами являются активизация взаимовыгодного сотрудничества по таким направлениям, как наращивание политических, торгово-экономических, транспортно-коммуникационных, финансово-инвестиционных, научно-технических и культурно-гуманитарных связей, а также укрепление региональной безопасности.

Практический интерес представляет привлечение опыта и потенциала Франции для реализации социально и экономически значимых проектов развития, повышения качества системы образования, промышленной и технологической модернизации экономики Узбекистана, ее структурной диверсификации.

Французская сторона выражает готовность вывести многоплановое сотрудничество Узбекистана и Франции на качественно новый уровень. По мнению французских экспертов, на данном этапе создаются благоприятные для Франции внешние условия для активизации отношений со странами региона Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном, где осуществляются динамичные преобразования. 

Благодаря своему географическому положению в последние годы Центральная Азия превращается в кратчайший коридор, связывающий Европу с Азией. Это вкупе с богатыми природными ресурсами и растущим человеческим потенциалом делает ЦА привлекательным для Франции регионом. Более того, экономический рост стран региона (в среднем на уровне 3,5 процента), а также новая динамика между центральноазиатскими странами открывают широкие возможности для французского бизнеса и ноу-хау.

Согласно позиции Парижа продвигаемая Узбекистаном политика, направленная на достижение конструктивных и добрососедских отношений со странами Центральной Азии, позволяет создать региональную обстановку, благоприятствующую достижению целей французской внешней политики на центральноазиатском направлении.

В целом происходящие процессы реформ в обеих странах открывают новые возможности для выведения на новый этап многопланового взаимодействия не только узбекско-французского сотрудничества, но и отношений стратегического партнерства Узбекистана и Евросоюза. Неслучайно в Ташкенте возобновил свою деятельность Европейский банк реконструкции и развития. В короткие сроки ЕБРР принял новую стратегию для Узбекистана на 2018—2023 годы, которая нацелена на создание открытой, интегрированной и ориентированной на экспорт узбекской экономики.

Дальнейшее развитие политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений с Францией, одной из крупнейших высокотехнологичных экономик не только в Европе, но и в мире в целом, позволит повысить международный статус и имидж Узбекистана, обеспечить приток качественных инвестиций и передовых технологий, увеличить туристский поток из Франции, а также расширить экспорт узбекской продукции на французские рынки.

Улугбек НОРМАТОВ, 
ведущий научный сотрудник Института стратегических 
и межрегиональных исследований 
при Президенте 
Республики Узбекистан.

Источник: xs.uz