Современный Узбекистан взял курс на построение социального государства. Это означает, что государство нацелено эффективно наращивать систему защиты и обеспечения прав и интересов, нужд населения, всемерно поддерживать благополучие граждан, различных слоев, категорий лиц, женщин и мужчин, молодых и людей старшего поколения. Проведение справедливой социальной политики нацелено на развитие человеческого капитала и обеспечение достойной жизни населения.
Социальная политика Узбекистана направлена на сглаживание социального неравенства в обществе, порождаемого условиями развития рыночных отношений, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ, обеспечение занятости населения, поддержку социально-незащищенных слоев населения.
Государство уделяет огромное внимание повышению роли женщин в социально-экономической и политической жизни страны, женщины составляют ровно половину (50%) из 35-миллионного населения страны. Защита прав и законных интересов женщин, повышение их экономической, социальной и политической активности, охрана здоровья, обучение профессиям, обеспечение занятости женщин, широкое привлечение их к предпринимательству, социальная поддержка нуждающихся женщин и обеспечение гендерного равенства являются основными направлениями политики руководства страны в последние годы. Данная политика нашла свое отражение в принятой в 2022 году «Национальной программе по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы».
Ее цель – дальнейшее усиление системы социальной защиты женщин, укрепление их здоровья, создание необходимых условий для образования, формирование и совершенствование правовых основ защиты прав и интересов женщин, повышение социально-экономической и политической активности женщин, укрепление их роли в обществе.
В обновленной Конституции Узбекистана в ст. 58 предписано, государство обеспечит равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной и государственной жизни страны. В целом, в более чем 40 нормативных актах отразились вопросы социальной политики в отношении женщин. Вместе с тем реализуется Гендерная стратегия Узбекистана до 2030 года. Одновременно с 2022 года при правительстве функционирует секретариат по вопросам семьи и женщин, в Сенате работает комиссия и комитет по вопросам достижения гендерного равноправия, возобновил работу Комитет по вопросам семьи и женщин при Министерстве по сокращению бедности и занятости.
В настоящее время определены требования гендерной экспертизы и гендерного аудита для всех организаций и учреждений, введена должность полномочного ответственного лица, отвечающего за реализацию гендерной политики в любых учреждениях и организациях страны.
Согласно постановлению Президента ПК-300, в 2022 году создана система комплексного подхода оказания социальных услуг семьям, нуждающимся в поддержке.
Более 4,5 тысяч специалистов социальных сфер различных министерств, ведомоств, а также женщины-активисты в махаллях были назначены ответственными за реализацию социальных программ в рамках разработанного «Единого реестра социальной защиты» населения страны.
Женщинам оказывается всемерная адресная поддержка в вопросах обеспечения занятости и улучшения условий труда.
За 2022 год решен вопрос занятости 878 тысяч женщин по всей республике, за истекший период текущего года – более 230 тысяч женщин. Ведется работа по широкому привлечению женщин, особенно молодых девушек в сельской местности, к семейному и частному предпринимательству, ремесленничеству.
В 2018 году по инициативе Президента был образован Фонд поддержки семьи и женщин совместно с Народным банком. Было выделено более 100,0 млрд. сумов льготных кредитов для женщин, желающих начать предпринимательскую деятельность.
По программам женского предпринимательства за последние полтора года 49.708 женщинам было выделено 206 млрд. сумов субсидий для развития малого бизнеса. По другим программам предпринимательства 39.763 женщины получили кредиты на сумму 738 млрд. сумов.
Начиная с 2021 года, внедрен механизм «женских тетрадей», как особая система поэтапной и системной поддержки женщин, особо нуждающихся в социальной помощи. В настоящее время тетрадь включены свыше 2.5 млн. женщин. Из них более 2 млн. уже оказана помощь. Данная система работает по категориям уязвимости женщин, конечной целью которой является поэтапное повышение уровня жизни женщин.
С 2018 года для улучшения жилищных условий женщин выделяются начальные взносы субсидий по ипотеке для жилья.
За последний год особо нуждающимся женщинам отремонтированы 8711тыс. квартир, 12.9 тыс. женщин улучшили свои жилищные условия. Например, за 2022 год были оплачены первичные взносы или арендная плата за жилье 3343 женщинам, потерявшим кормильца, имеющим в семье инвалидов родителей или детей. 14 тысяч женщин, потерявших кормильца, были освобождены от родительской платы за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Особым направлением социальной защиты женщин являются образовательные льготы при поступлении в ВУЗы, например, за 2022 год 65 225 студенткам были предоставлены беспроцентные образовательные кредиты на сумму 726,8 млрд. сумов сроком на 7 лет. Возмещены контрактные платежи более 10 тысяч девушкам на 68,3 млрд. сумов, обучающихся в магистратуре.
В Узбекистане также совершенствуется система социальной реабилитации и адаптации женщин, пострадавших от семейно –бытового насилия, по всей стране ныне функционируют 28 Центров реабилитации с приютами для пострадавших женщин.
Им оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь. За прошлый год программу реабилитации прошли 1168 женщин и детей. Эффективно стал работать институт охранного ордера –защита от насильника сроком теперь до одного года. За 2022 год было выдано 49 774 охранного ордера женщинам, пострадавшим от насилия.
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что Узбекистан создал своего рода уникальную систему социальной защиты женщин, активно реализуя комплекс мер, нацеленных на развитие женского потенциала, достижение достойных условий жизни, обеспечение занятости эффективными мерами улучшения социально незащищенных слоев населения, ведущий к росту доходов широких слоев населения и человеческого капитала.
Л.Саидова,
Главный научный сотрудник ИСМИ, доктор юридических наук, профессор.
Следующее
Негативные последствия COVID-19 для общественного здравоохранения. Обзор исследований и некоторые прогнозы
Коронавирусная пандемия оказала огромное влияние на сферу здравоохранения во всем мире. С одной стороны, она выявила слабые места
25.08.2023