Исторический саммит глав государств Центральной Азии в Ташкенте

На официальном веб-сайте Европейского института азиатских исследователей (ЕИАИ) опубликована аналитическая статья Калума Томсона и Альберто Туркстра, посвященная Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в Ташкенте, сообщает корреспондент ИА «Дунё».

В ней отмечается, что лидеры пяти республик Центральной Азии встретились в Ташкенте 29 ноября на историческом саммите. Это была вторая ежегодная встреча глав государств после первой, прошедшей в Казахстане в марте 2018 года. Инициатива по проведению формализованной ежегодной встречи лидеров стран Центральной Азии принадлежит Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву.

Акцент на общем культурном наследии пяти стран вновь стал ключевой темой в многосторонних дискуссиях. Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул идею учредить «Центральноазиатскую премию», открытую для граждан всех пяти республик, которые вручались бы за выдающиеся достижения в области науки, культуры и искусства. Культивация сильной региональной идентичности наряду с национальной самобытностью граждан является важным шагом в процессе укрепления регионального сотрудничества и интеграции. Эти инициативы наряду с предложениями главы Узбекистана о проведении университетских форумов и региональных спортивных мероприятий являются простыми, но эффективными методами формирования этой центральноазиатской идентичности, основанной на часто упускаемом из виду общем историческом, языковом, религиозном и политическом наследии стран.

Во время консультативной встречи пятью лидерами отмечена важность вопросов изменения климата. Особое внимание было уделено возобновляемым источникам энергии, поскольку лидеры признали огромный потенциал регионального сотрудничества и вклады в их развитие, а также то, как это будет одновременно способствовать диверсификации экономики и энергетики. Президент Шавкат Мирзиёев выразил готовность своей страны изучить совместные инфраструктурные проекты с региональными партнерами с акцентом на возобновляемые источники энергии, учитывая широкие возможности региона в гидроэнергетике, солнечном и ветровом потенциале. Такие заявления являются обнадеживающими признаками прогресса в региональных отношениях и особенно важны в контексте глобальной климатической чрезвычайной ситуации, от которой Центральная Азия далека не защищена.

На встрече была подчеркнута настоятельная необходимость принятия комплексных мер по решению проблем опустынивания и водных ресурсов. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков обозначил проблему таяния ледников в горах Кыргызстана и негативное влияние, которое она оказывает на уровень рек в регионе. Он заявил, что 45 процентов региональных природных водных ресурсов имеют источников в стране, и предупредил о негативных последствиях, которые будут иметь бездействие. Не так давно вода была источником напряженности, недоверия и угроз войны в регионе. Импульс с Центральной Азией, и эти вопросы позволяют региону показать миру, насколько эффективным может быть региональное сотрудничество, когда разногласия откладываются ради общих благ. Сотрудничество по вопросам окружающей среды, безусловно, приветствуется партнерами Центральной Азии, включая ЕС. Новая Стратегия ЕС по Центральной Азии действительно посвящает значительный раздел этой теме.

Афганистан также был в центре внимания на консультативной встрече в Ташкенте. Президент Шавкат Мирзиёев кратко и красноречиво подчеркнул важность Афганистана, заявив: «Неотъемлемой частью нашего региона является Афганистан. В наших общих интересах помочь этой стране твердо встать на путь мира и развития». Он выступил за более активную роль Афганистана в региональных торгово-экономических отношениях. Расширение международной дружбы путем приглашения Афганистана в качестве наблюдателя на будущие консультативные встречи глав государств и другие региональные саммиты было бы хорошим жестом и помогло бы проложить путь к новой эпохе в истории Афганистана и даже в истории Центральной Азии, особенно с учетом того, что Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, региональная группировка, к которой принадлежит Афганистан, омрачена неэффективностью.

Центральная Азия быстро превращается в более взаимосвязанную арену, и устранение препятствий, мешающих потоку товаров, услуг и капитала, становится все более важным. В эпоху взаимосвязанности региональное сотрудничество имеет важнейшее значение для Центральной Азии в плане того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами увеличения торговых и инвестиционных потоков и лучше интегрироваться в глобальные цепочки поставок. Все страны стремятся модернизировать и диверсифицировать свою экономику, не полагаясь на природные товары, на секторы с большей добавленной стоимостью, и это потребует обмена передовым опытом между странами. Кроме того, необходим совместный подход к управлению торговлей, энергетике и транспортным коридорам, упрощению пересечения границ и таможенных процедур и, в более общем плане, гармонизации логистических и торговых правил и стандартам инфраструктуры особенно актуален для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, которые обычно сталкиваются с более высокими торговыми расходами по сравнению с морскими державами.

Устойчивый диалог на высшем уровне руководства будет иметь решающее значение для продвижения будущего регионального сотрудничества в Центральной Азии. Точно также серьезные угрозы, с которыми сталкивается регион, должны быть решены совместными усилиями. Таким образом, обнадеживающим признаком является то, что лидеры приняли совместное заявление, согласившись встретиться снова в Кыргызстане в 2020 году. В ближайшем будущем слова о добрых намерениях, изложенные в совместном заявлении, также необходимо будет перевести в дорожную карту мероприятий, практических действий и конкретных результатов, а также более частые встречи на техническом и министерском уровнях для обеспечения их реализации.

После первой консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии дискуссии в научном и экспертном сообществе были сосредоточены на институционализации зарождающегося регионального сотрудничества, обращая особое внимание на актуальность других структур сотрудничества, таких как АСЕАН и Северный совет. Некоторые комментаторы задаются вопросом, как различные формы членства в международной организации пяти стран будут влиять на их сотрудничество (некоторые страны являются членами ВТО, другие нет; некоторые являются членами ЕАЭС, другие нет; в дополнение к статусу «постоянного нейтралитета» Туркменистана). Например, если посмотреть на Северный совет, в котором некоторые члены входят в НАТО, а другие в ЕС, то видно, что расхождения в членстве в различных региональных организациях не должны препятствовать региональному сотрудничеству между государствами-единомышленниками, имеющими глубокие и тесные исторические, политические и культурные связи.

Вкратце, регион находится в тот период, когда обладает необходимыми предпосылками, чтобы вывести сотрудничество на новый уровень. В первые годы независимости страны Центральной Азии столкнулись с огромными внутренними проблемами, и их политика была в основном ориентирована на внутренний рынок. Теперь, когда они консолидируют свои институты после обретения независимости и мирных и стабильных изменений в руководстве в некоторых странах, они готовы принять более региональный подход к решению общих задач и разработать механизмы сотрудничества, которые отражают и удовлетворяют потребности и чаяния их народы.

Источник