В ведущем испанском издании «The Diplomat in Spain» опубликована статья под заголовком «Религиозная толерантность: на примере опыта Узбекистана». Автор статьи - профессор университета Сан Пабло Антонио Алонсо Маркос. ИА "Дунё" приводит ниже перевод статьи.
«Без сомнения, мир изменится после коронавирусного кризиса, о реальных последствиях и влияния которого мы пока не можем даже догадываться.
В современном мире, особенно, после эпохи Просвещения и Французской революции, гармоническое соответствие между государством и религией является постоянной проблемой. Эта проблема до сих пор не решена в странах с христианскими традициями, тем более в странах с мусульманскими корнями, где культура и национальный менталитет веками пропитаны религией. В этих местах трудно найти баланс между современностью и уважением религиозной свободы коллектива и индивидуальных прав людей на уважение этой религиозной свободы.
Дополнительной проблемой являются страны с мусульманским большинством, с давними исламскими традициями, но в которых также проживают большие меньшинства других религий. Там тоже государство должно последовательно гармонизировать отношения между различными конфессиями и культами, не причиняя никому вреда и поддерживая веру народа в справедливость. Ответ на эти трудные вопросы - просто терпимость, понимаемая как основополагающий принцип духовной жизни общества, принцип, который несмотря на то, что был изложен в теории во многих выступлениях, не всегда полностью реализуется на практике.
Взаимное уважение и толерантность особенно важны в политических и социальных процессах, происходящих в настоящее время в Центральноазиатском регионе. Так обстоит дело в Узбекистане, где совместно проживают представители 16 религий и более 130 этнических групп, отчасти благодаря тому, что по территории современного Узбекистана проходил Великий шелковый путь, который стимулировал процесс взаимного обогащения и влияние различных культур и религий. На протяжении многих веков здесь мирно сосуществовали Буддизм, Ислам, Христианство и Иудаизм. Таким образом, этот процесс имеет глубокие исторические корни в Узбекистане. Более того, толерантность является одним из основных принципов его современной национальной идеологии, фундаментом, который государство осуществляет с первых дней своей независимости.
Идеи толерантности и мирного сосуществования имеют давние и устойчивые традиции в мышлении Узбекистана. Эти идеи дружбы и сотрудничества между народами развивали в своем творчестве признанные во всем мире просветители джадидов из Центральной Азии, такие как Ахмад Дониш, Аваз Утар, Фуркат, Мукими, Хамза, Айни, Бехбуди, Фитрат и другие. Фуркат выступал за изучение европейской науки и технологии, сотрудничество с другими народами и изучение их культур и духовных традиций. Фитрат, в свою очередь, писал: «Нет никаких сомнений в том, что, хотя люди исповедуют иную религию, живут в разных странах и принадлежат к разным племенам и этническим группам, все они являются детьми одного и того же человеческого рода». Другими словами, они братья. И если это так, то все они должны любить и уважать достоинство друг друга и должны воплотить в жизнь эпоху всеобщего братства. Когда им удастся создать универсальное братство, тогда наступит эпоха счастья мировой жизни, всеобщего счастья.
Свобода вероисповедания, гарантированная национальным законодательством, создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей граждан как членов различных национальных и этнических групп, которые в настоящее время практикуются почти всеми христианскими конфессиями, а также буддизмом, бахаизмом, иудаизмом и учением Кришны. В соответствии с узбекским законодательством не существует никаких ограничений в отношении количества религиозных организаций и их продолжительности.
В рамках Комитета по делам религии был создан Совет по делам религии с целью налаживания сотрудничества с религиозными организациями, оказания помощи в осуществлении деятельности различных религиозных конфессий, совместной разработки предложений и мер по обеспечению межрелигиозного и межэтнического мира и согласия в обществе, культурного развития и межрелигиозного диалога. В состав Совета по делам религии входят руководители Управления мусульман Узбекистана, епархии Русской Православной Церкви в городе Ташкент и Узбекистане, Римско-Католической церкви, Союза Евангельских Христиан-Баптистов, Церковного Центра «Полное Евангелие», Евангельской лютеранской церкви и Еврейской общины в городе Ташкенте.
Государство оказывает помощь различным религиям, независимо от вероисповедания, путем выделения средств на ремонт, реставрацию и техническое обслуживание религиозных объектов. Государство также не налагает ограничений на публичные проявления культа, выходящие за рамки обычного соблюдения справедливого общественного порядка, с тем чтобы они могли свободно отмечать все религиозные праздники: Курбан-Хайт и Рамадан-Хайит, Пасха и Рождество, Песах, Пурим, Ханука и др.
В последние годы руководство Узбекистана также оказало помощь в организации паломничества по святым местам Мекки и Медины, переведено на узбекский язык Коран, Новый Завет и 16 книг Ветхого Завета. Были построены и восстановлены сотни мечетей, церквей и культовых сооружений, в том числе православные церкви в городах Ташкент, Самарканд и Навои, Католическая церковь в Ташкенте, Армянская Апостольская церковь в Самарканде и многие другие.
Кроме того, в школьную программу Узбекистана включен предмет «История религий», посредством которого учащиеся средней школы знакомятся с основными основами, духовными понятиями и ритуальными правилами всех основных мировых религий и посредством активного обсуждения вырабатывают уважительное отношение к представителям любой религии или к тем, кто считает себя атеистом.
Узбекистан - современное, активно развивающееся государство, народ которого давно определил свои цели и приоритеты в этой области. Религиозная терпимость является одной из гарантий того, что все намеченные реформы будут реализованы в срок, что будет способствовать повышению благосостояния страны и ее народа».