Ведущая англоязычная газета Пакистана «National Herald Tribune» опубликовала статью исполнительного директора Центра глобальных и стратегических исследований (ЦГСИ) Пакистана, международного эксперта Халида Таймура Акрама.
Следует отметить, что ИСМИ тесно сотрудничает с ЦГСИ в рамках подписанного в 2017 году Меморандума о взаимопонимании. С пакистанской стороной на регулярной основе проводятся мероприятия на двустороннем и многостороннем уровнях по актуальным вопросам международной и региональной повестки.
В частности, 27 апреля т.г. ИСМИ совместно с ЦГСИ провели онлайн-консультации, в рамках которых была рассмотрена концепция проведения международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», состоялся обмен видениями по формированию повестки дня этого форума.
Ниже приводится полный текс статьи:
Региональная взаимосвязанность является ключевым элементом современного экономического и политического дискурса и чрезвычайно важна для социально-экономического развития любого государства. Меняющаяся динамика регионального и международного политического развития позволяет странам расширять сотрудничество во многих областях.
Мир стал многополярным. На смену дисфункциональным и традиционным способам диверсификации приходят современные тенденции интеграции, помощи и сотрудничества. Многофакторные цивилизационные модели, новаторские идеи, экономическое согласование и конструктивное взаимодействие побудили страны искать возможности для совместных действий.
Эта интеграция предлагает логическое обоснование для обновления и пересмотра мировоззрения и политики, чтобы идти в ногу со временем. Точно так же глобальные структурные реформы открыли для государств путь к многосторонней интеграции в различных аспектах.
Когда страны модернизируют свою экономику, они, как правило, вынуждены менять свои общества и, в конечном итоге, свои политические системы, чтобы стать более инклюзивным, демократичным и подотчетным.
В этом аспекте необходимо рассмотреть замечательную инициативу «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», предложенную Президентом Узбекистана, Его Превосходительством Шавкатом Мирзиёевым. Данная концепция представлена как важная внешнеполитическая цель Ташкента в нынешнее время.
Мир сталкивается с самыми разными вызовами - от региональных конфликтов, терроризма и социальных потрясений до экономических спадов, неравномерного развития и изменения климата. Эти глобальные вызовы требуют решения при взаимном сотрудничестве государств.
Таким образом, данная идея направлена на дальнейшее углубление экономического сотрудничества в Центральной Азии с выходом в Южную Азию, которая исторически была тесно связана с регионом в экономическом, социальном, культурном и цивилизационном измерениях.
В этой связи в статье выделяются основные позитивные контуры региональной интеграции между Южной и Центральной Азией. В исследовании также изучаются региональные перспективы, вызовы и существующий потенциал региональных партнеров в различных областях, которые могут использовать возможности взаимосвязанность в будущем.
Регион Центральной Азии всегда привлекал мировое внимание с экономической точки зрения. Одним из основных факторов процветания региона был маршрут древнего Шелкового пути, благодаря чему регион стал центром идеологий, передового опыта, искусства, кулинарии, инноваций и великих культурных норм и ценностей. Кроме того, уникальная и мультикультурная архитектура Ташкента, Самарканда, Бухары и Хивы демонстрируют древнее и разнообразное историческое наследие региона. С развитием геоэкономических и геополитических тенденций важно отказаться от старых представлений о расхождении и конкуренции, сосредоточиться на диалоге цивилизаций, построении сообщества с общим будущим для человечества и договоренностей о межрегиональной взаимосвязанности.
Уже более десяти лет страны Центральной Азии пытаются выстроить новую формулу сотрудничества с регионом Южной Азии, в основном с Пакистаном.
В частности, отношения Узбекистана и Пакистана динамично развиваются за последние годы. Узбекистан – одна из самых быстрорастущих экономик в регионе Центральной Азии. Его повестка по реализации рыночной политики и структурных реформ предоставила Пакистану широкие возможности для расширения сотрудничества во многих областях.
Под руководством Е.П. Президента Шавката Мирзиёева страна становится серьезным региональным игроком. Структурные политические реформы, постепенный переход, политические изменения, открытая дипломатия, прочная экономическая и стратегическая основа, эффективные институциональные структуры и открытие границ для торговли проложили путь для страны, показав модель более демократической и подотчетной страны.
В последнее время инициатива межрегионального взаимодействия под дальновидным Руководством Президента Шавката Мирзиёева приобретает все более важное значение. Сотрудничество, начавшееся с экономического содействия, может привести к стратегическому партнерству и сотрудничеству во многих других областях.
Пакистан имеет культурную и религиозную близость со странами Центральной Азии. Следовательно, в меняющейся динамике региональной среды усиление сотрудничества в экономической и стратегической сферах приведет к беспроигрышной игре для каждой участвующей стороны.
Сложный характер региональных сетей требует, чтобы правительства выходили за рамки отраслевых границ для разработки межотраслевой политики как на национальном, так и на региональном уровнях. Для этого им придется укрепить институциональные механизмы и лучше использовать существующие региональные форумы. Кроме того, инициатива Узбекистана должна быть продвинута в ООН для расширения региональных связей.
В XII веке подъем Узбекистана в Центральной Азии и за ее пределами стал результатом поразительной политики Его Превосходительства Шавката Мирзиёева.
Активные усилия действующего Руководства Узбекистана привели к реализации инклюзивного социально-экономического развития в регионе и за его пределами. Нельзя упускать из виду активную роль Узбекистана в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Страна способствовала интересам Афганистана в ШОС. Во время своего недавнего выступления на саммите ШОС в режиме видеоконференцсвязи Президент Узбекистана сказал:
«…мы выступаем за скорейшую разработку и принятие Плана практических мер по содействию социально-экономическому восстановлению Афганистана в рамках Контактной группы «ШОС-Афганистан». Новые перспективы для всех стран ШОС открывают инициативы строительства транспортных коридоров, которые помогут вернуть Афганистану его историческую роль соединяющего моста между Центральной и Южной Азией».
Растущие потребности Узбекистана в энергии и потребность в сильных стратегических союзниках также сыграли важную роль в облегчении отношений со значительными региональными державами.
Политиками Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии регион описывается в качестве арены политики великих держав с огромным участием внерегиональных держав. Наличие афганского конфликта ограничили экономические и региональные связи между странами Центральной Азии и Пакистаном.
Социально-экономическая ситуация в Афганистане остается в неудовлетворительном состоянии и оказывает негативное воздействие на соседние страны. Поэтому государства Центральной Азии и Пакистан твердо считают мир в Афганистане предпосылкой любой экономической деятельности, региональной интеграции и расширения контактов между людьми. Таким образом, приход Президента Шавката Мирзиёева к Руководству политическими делами придал стране статус важного игрока в афганском мирном процессе.
Узбекистан делает всевозможное для поиска решений общих региональных проблем, урегулирования многолетнего афганского конфликта и социально-экономического восстановления Афганистана.
Президент Шавкат Мирзиёев в последние годы сыграл динамичную и поддерживающую роль в социально-экономическом восстановлении Афганистана. Его дальновидная политика и усилия изменили представление региона об Афганистане и привели к признанию Афганистана частью Центральной Азии. В этом аспекте Ташкентская декларация от марта 2018 года также способствовала переговорам. Более того, документ инициировал вовлеченность стран Центральной Азии во внутриафганский переговорный процесс.
Доля торговли Узбекистана в Афганистане за последние годы выросла до 7,4%, а доля Афганистана увеличилась до 1,5%. Планируется, что к 2023 году показатели взаимной торговли между двумя странами будут увеличены до 2 миллиардов долларов.
Принятие таких планов и проектов уже началось. Узбекистан может быть воротами для экспорта и импорта через Termez Cargo Center (железнодорожный и автомобильный) и международный аэропорт Навои. Это обеспечит Афганистану альтернативу южным транспортным маршрутам через пакистанские порты Карачи-Гвадар и порт Чабахар в Иране.
Кроме того, в феврале 2021 года Ташкент организовал первую трехстороннюю встречу между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном по строительству железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. На встрече достигнут консенсус о необходимости строительства афганского транспортного маршрута. Железнодорожные и автомобильные сети Узбекистана модернизируются в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), спонсируемой Азиатским банком развития (АБР).
Афганистан также является бенефициаром модернизации взаимосвязанности инфраструктуры, спонсируемой ЦАРЭС. Он воспользовался опытом Узбекистана в модернизации железных дорог, построив ж/д-линии от Хайратана (узбекско-афганская граница) до Мазари-Шарифа (крупный город на севере Афганистана). Линия, которая заканчивается в Мазари-Шарифе, может быть продлена до Герата на северо-западе Афганистана и далее до Ирана. Это соединение позволит осуществлять перевозки между Центральной Азией и портами Персидского залива.
Предстоящая в июле 2021 года в Ташкенте международная конференция под названием «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» предоставит более ценные практические решения для бо̍льшей межрегиональной взаимосвязанности.
Узбекистан играет конструктивную роль в региональных и международных отношениях в экономической и политической сферах.
Следует подчеркнуть, что позитивные усилия Узбекистана в качестве важного участника мирного процесса в Афганистане. Идея соединения Центральной и Южной Азии охватывает более широкие парадигмы, то есть торговое и транспортное сообщение для устойчивого роста, возрождение культурных и гуманитарных связей как способ укрепления дружбы и доверия, анализ проблем региональной безопасности, обеспечение безопасности трансграничной инфраструктуры и разработка сильной политики для противодействия будущим угрозам.
Таким образом, инициатива по расширению взаимодействия и интеграции между региональными партнерами, выдвинутая Его Превосходительством Шавкатом Мирзиёевым, заложит важную основу для изменения региональной динамики сотрудничества.
Пакистан как союзник высоко ценит и приветствует эту инициативу Узбекистана и готов к сотрудничеству с Ташкентом во многих аспектах для разрешения разногласий, установления мира в регионе и решения общих проблем.
Автор: Халид Таймур Акрам,
исполнительный директор Центра глобальных и
стратегических исследований