Сотрудничество Узбекистана и Европейского союза в сфере образования и человеческого развития в фокусе внимания люксембургского СМИ

Ведущее люксембургское издание «Eureflect» опубликовало статью руководителя отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Шахнозы Кадыровой под заголовком «Роль ЕС в трансформации Узбекистана: поддержка человеческого развития и образования». 

Реформаторский курс президента Шавката Мирзиёева создал прочную платформу для эффективного сотрудничества с Евросоюзом. Сегодня Брюссель рассматривает Узбекистан как страну, способную стать образцом устойчивых преобразований в Центральной Азии.

В двусторонних отношениях стороны прошли значительный путь трансформации – от подписания первого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1996 году до расширения взаимодействия в более чем 20 сферах, включая торговлю, энергетику, образование, экологию и человеческое развитие. В настоящее время мы стоим на пороге подписания нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое поднимет отношения на уровень стратегического партнёрства.

Стоит отметить, что особую нишу в развитии узбекско-европейского диалога занимают связи в области развития человеческих ресурсов.

Для Евросоюза инвестиции в образование рассматриваются как основа устойчивого экономического роста, демократического развития и повышения конкурентоспособности. Именно поэтому это направление является приоритетным в формировании внешнеполитических отношений с третьими странами.

Узбекистан, в свою очередь, придаёт фундаментальное значение усовершенствованию подготовки кадров для достижения целей устойчивого развития, модернизации экономики и повышения качества жизни населения. В условиях стремительной трансформации национальных институтов и перехода к модели инклюзивного роста, сотрудничество с ЕС в образовательной сфере рассматривается как важный ресурс для внедрения международных стандартов, развития научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров нового поколения.

В этой связи хотелось бы напомнить, что новая стратегия ЕС в Центральной Азии отводит особое место углублению партнерства в области развития человеческого капитала. Важным импульсом для расширения научно-образовательного сотрудничества и выведения его на новый уровень стал Самаркандский саммит, где обсуждалась разработка программы научного и технологического обмена в таких приоритетных областях, как искусственный интеллект, большие данные, цифровизация и космические исследования.

Особо стоит отметить, что первые программы Tempus (1994–2013 годы) и «Erasmus Mundus» (2007–2014 годы) с самого начала своей деятельности охватывали практически все ключевые сегменты социальной и образовательной политики страны. Программы были нацелены на переподготовку преподавателей, всестороннее укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, а также на развитие интеграции научно-исследовательской деятельности с производством.

С 2015 года программа Erasmus+ играет ключевую роль в модернизации национальной системы высшего образования. Сегодня в ней участвуют 98 университетов Узбекистана, что позволило существенно расширить международные связи и повысить качество образовательных программ.

В ходе реализации программы с 2015 по 2024 годы было профинансировано 63 проекта по направлению «Развитие потенциала в высшем образовании» (Capacity Building in Higher Education), 43 из которых успешно завершены, 20 продолжают реализовываться. Примечательно, что 7 из этих проектов координируются непосредственно узбекскими университетами и это является ярким свидетельством роста институциональной самостоятельности и управленческой зрелости национальных вузов.

Благодаря компоненту International Credit Mobility более 3000 студентов и преподавателей приняли участие в программах академического обмена.

В период с 2021 по 2024 годы Узбекистан стал лидером региона, обеспечив 39% всех академических обменов в Центральной Азии. Кроме того, 127 студентов из Узбекистана получили престижные стипендии Erasmus Mundus для обучения в магистратуре ведущих университетов Европы.

Особое значение имеют реализуемые в настоящее время 17 проектов Jean Monnet, направленных на укрепление академических связей с ЕС. Центры передового опыта Jean Monnet при Университете мировой экономики и дипломатии и Ташкентском государственном экономическом университете играют ключевую роль в этом процессе. Они не только активно  внедряют европейские образовательные стандарты, но и формируют современную исследовательскую культуру, способствующую развитию академического диалога между Узбекистаном и Евросоюзом.

Не менее важным шагом в укреплении научно-образовательного сотрудничества стало присоединение Узбекистана к программе ЕС Horizon Europe – крупнейшей европейской инициативе по финансированию исследований и инноваций с общим бюджетом в 95,5 млрд евро.

Участие в этой программе открывает узбекским ученым, исследовательским центрам и университетам доступ к международным грантам, совместным проектам и глобальным сетям обмена знаниями.

В настоящее время в рамках Horizon Europe особое внимание уделяется Кластеру 5 – «Климат, энергия и мобильность», который напрямую соответствует национальным приоритетам Узбекистана в области развития «зеленой» экономики и обеспечения энергетической устойчивости. В этом направлении также активно реализуется проект SECCA (Sustainable Energy Connectivity in Central Asia), направленный на продвижение устойчивой энергетической связанности в регионе.

Учитывая важность формирования общественного сознания в вопросах адаптации к изменению климата, правительство Узбекистана включило в Программу перехода на «зеленую» экономику до 2030 года приоритет по внедрению тематики устойчивого развития в образовательные программы. Это решение направлено на подготовку нового поколения специалистов, способных обеспечить устойчивый рост страны в условиях глобальных климатических вызовов.

В университетах страны уже началась подготовка кадров по специальностям, наиболее востребованным для «зеленой» экономики, включая биотехнологов, инженеров по возобновляемым источникам энергии, специалистов по эффективному использованию водных и земельных ресурсов.

Согласно данным Министерства высшего образования, науки и инноваций, в 2023/2024 учебном году более 35% студентов обучались по направлениям, связанным с «зелеными» навыками, тогда как в 2019/2020 учебном году этот показатель составлял лишь 5%. Такой существенный рост отражает решимость Узбекистана построить экономику будущего, основанную на знаниях, инновациях и экологической ответственности.

Сотрудничество между ЕС и Узбекистаном в сфере человеческого капитала ярко проявляется и в проектах по реформированию и модернизации профессионального образования. Страны Евросоюза традиционно являются лидерами в интеграции образования с производством, и их успешный опыт представляет особую ценность для Узбекистана.

С момента установления сотрудничества в 1995 году Европейский фонд обучения (ЕФО) оказывает существенную поддержку развитию систем образования и профессионального обучения в Узбекистане. Цель этих усилий – повышение уровня занятости, расширение доступа к образовательным возможностям и укрепление социальной сплочённости.

В этом контексте давнее и тесное партнёрство Узбекистана с ЕФО стало так называемым «мостом», соединяющим страну с европейским опытом в профессиональной подготовке кадров.

В период с 2014 по 2020 годы ЕФО совместно с Делегацией ЕС в Узбекистане реализовал проект «Развитие навыков для трудоустройства в сельской местности», который был поддержан ЮНЕСКО и профинансирован Европейским союзом.

Кроме того, в рамках инициативы «Туринский процесс» фонд способствовал укреплению связей между образовательными учреждениями и частным сектором. Узбекистан также успешно участвует в запущенной в 2022 году новой региональной программе DARYA (Dialogue and Action for Resourceful Youth in Central Asia). Проект, рассчитанный на 2025–2027 годы с бюджетом 10 млн евро, реализуется совместно с ЕФО и ЮНИСЕФ. Он направлен на развитие профессионального образования и занятости молодежи, стимулируя диалог между правительством и бизнесом.

Следует подчеркнуть, что с 2017 года реформы в сфере профессионального образования и непрерывного обучения в Узбекистане набирают заметные обороты. Особое внимание уделяется внедрению дуальной модели обучения – немецкому подходу, предполагающему сочетание теоретического образования с практикой на предприятиях. Уже создана правовая база для дуального образования, и сегодня эта модель применяется в 50% колледжей.

Таким образом, нынешнее партнёрство ЕС и Узбекистана представляет собой пример конструктивного взаимодействия, основанного на взаимном доверии и общих ценностях. Оно способствует не только внутренней модернизации страны, но и укреплению устойчивости всей Центральной Азии. В данном контексте роль Европейского союза в трансформации Узбекистана выходит далеко за рамки финансовой и технической помощи. Это долгосрочная стратегия содействия комплексным реформам, ориентированным на развитие человеческого потенциала, науки и образования. Основным преимуществом ЕС в данном направлении является продвижение принципа синергии между системой образования и рынком труда.

Шахноза Кодирова

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан