Узбекистан и СВМДА: новая эра сотрудничества

В июне 2019 года в Душанбе прошел очередной саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в котором принял участие Президент Республики Узбекистан Шават Мирзиёев. В ходе своего выступления глава нашего государства выдвинул ряд инициатив по развитию многопланового сотрудничества стран-участников Совещания в приоритетных сферах.

Стоит отметить, что большое внимание, уделяемое узбекским руководством сотрудничеству в рамках данной структуры, не случайно. СВМДА, созданное в 1992 году по инициативе Первого Президента Казахстана Н.Назарбаева, не имеет аналогов в азиатском регионе. Его членами являются 27 государств Евразии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, на которые приходится 90 процентов территории и населения Азии. Статус наблюдателя имеют восемь стран и пять международных организаций, в том числе ООН. 

Согласно принятому в 2004 году «Каталогу мер доверия СВМДА», взаимодействие между странами-участниками развивается по таким основным направлениям, как борьба с новыми вызовами и угрозами, военно-политическое, экономическое, экологическое и человеческое измерения.

Как отмечают эксперты, в последние годы наблюдается активизация работы Совещания. Важным механизмом повышения эффективности сотрудничества стало учреждение института  стран-координаторов отраслевых программ. Азербайджан координирует взаимодействие по вопросам развития безопасной и эффективной системы транспортных коридоров, Южная Корея –информационные технологии и энергетическую безопасность, Россия – развитие малого и среднего предпринимательства, Таджикистан – туризм.

Новый импульс деятельности Совещания придало учреждение механизма председательства СВМДА. Впервые в истории СВМДА ротация произошла в 2010 году - председательство от Казахстана перешло к Турции (2010-2014 годы). За это время Анкарой был инициирован созыв неформальных встреч министров иностранных дел раз в два года (в Нью-Йорке в 2011 и 2013 годах на полях Генеральной Ассамблеи ООН), проведены 16 заседаний Комитета старших должностных лиц, 3 бизнес-форума и ряд других мероприятий.

Китай в ходе своего председательства (2014-2018 годы) провел Первую конференцию Молодежного совета СВМДА (2015 год), Четвертый бизнес-форум СВМДА и учредительное заседание Делового Совета СВМДА (2015 год). Также был создан неправительственный Форум СВМДА, ставший важной платформой для неправительственных обменов и сотрудничества.

В 2018-2020 годах председателем форума является Таджикистан. В рамках его председательства в 2018 году в КНР впервые был проведен Финансовый форум. Саммит СВМДА в Душанбе (Таджикистан) состоялся на следующий день после заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке (Кыргызстан), и привлек большое внимание международных СМИ. В работе форума принял участие самый широкий за все время деятельности Совещания круг глав государств и правительств - 15 президентов и премьер-министров стран-участников СВМДА.

Особо следует отметить, что в условиях растущей нестабильности в международных отношениях, серьезных вызовов безопасности и развитию в Азии площадка СВМДА предоставляет хорошие возможности для обсуждения общих проблем азиатского континента, продвижения регионального и межрегионального сотрудничества на этом пространстве.

Узбекистан заинтересован в активизации своего участия в работе Совещания. Ташкент рассматривает СВМДА в качестве важной платформы для продвижения взаимовыгодного сотрудничества со странами-участницами с особым фокусом на регион Центральной Азии. В этой связи, Президентом Шавкатом Мирзиёевым в ходе саммита были высказаны следующие конкретные инициативы, направленные на углубление региональной кооперации.

Во-первых, подчеркнута необходимость урегулирования афганского конфликта. Достижение мира в этой стране будет способствовать не только улучшению ситуации в области безопасности, но и откроет новые экономические возможности для Центральной Азии и других сопредельных с ИРА регионов.

Так, через территорию Афганистана пролегают кратчайшие пути, соединяющие страны Центральной Азии с портами Индийского океана и Персидского залива, а государства Южной Азии с рынками стран СНГ, Европы и Китая. В связи с этим, Ташкент придает большое значение строительству железных дорог «Мазари-Шариф – Герат» и «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар».

Кроме того, в настоящее время идет работа над ТЭО проекта строительства линии электропередач «Сурхан-Пули-Хумри» проектной мощностью 500 кВ. Осуществление этого проекта поможет не только решить проблему дефицита энергии, но и позволит создать новые предприятия и рабочие места в ИРА.

В целях содействия социально-экономическому восстановлению Афганистана и расширению региональных экономических связей в Ташкенте в ноябре этого года планируется проведение Министерской конференции RECCA VIII.

Во-вторых, выражена готовность узбекской стороны стать координатором в области научного, образовательного и культурно-гуманитарного сотрудничества. Кооперации на данном направлении Узбекистан традиционно уделяет большое внимание. В частности, по инициативе нашей страны была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», а также высказано предложение о разработке Международной конвенции ООН по правам молодежи.

Узбекистан активно расширяет международное сотрудничество в сфере образования. Так, только в 2019 году начнется прием студентов во вновь открытые филиалы 2 индийских и 2 российских университетов. Для содействия Афганистану в подготовке специалистов в Термезе успешно функционирует образовательный центр для афганских граждан, в котором обучаются 130 студентов и в перспективе планируется увеличить число учащихся до 250.

Союз молодежи Узбекистана планирует подключиться к деятельности Молодежного Совета СВМДА, наладить совместное проведение конференций, «круглых столов», фестивалей культуры, а также реализацию проектов и программ развития молодежного туризма и взаимодействия молодежи на других направлениях.

Узбекистан планомерно расширяет научно-технические контакты с азиатскими странами, в том числе Фондом поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие», сотрудничает с ведущими компаниями РФ, КНР, Сингапура, Южной Кореи, Японии и другие.

Важным является также углубление сотрудничества в области туризма. В Узбекистане к 2025 году долю туризма в ВВП страны планируется увеличить с нынешних 2,3% до 5%. Узбекская сторона предлагает проводить на регулярной основе форумы для наращивания туристического обмена, а также укрепления доверия и взаимопонимания между народами стран-участниц.

В-третьих, отмечена необходимость налаживания системного диалога по вопросам сохранения межрелигиозного согласия, просвещения и культурного взаимообогащения. В настоящее время в мире все чаще происходят вспышки насилия на религиозной и этнической почве. На этом фоне важной представляется активизация работы по обмену информационно-аналитическими и научными материалами, отражающими опыт стран СВМДА в области борьбы с распространением в сети Интернет идеологии экстремизма, терроризма, религиозной нетерпимости и дискриминации.

Кроме того, необходимым является создание условий для налаживания диалога между различными этническими и религиозными группами. В качестве площадок для выстраивания взаимодействия в этой сфере Узбекистаном предложены Центр исламской цивилизации в Ташкенте и Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари в Самарканде, которые имеют большой опыт проведения просветительских и научно-исследовательских мероприятий. 

В-четвертых, подчеркнута важность наращивания усилий по развитию экономической взаимосвязанности и региональной торговли. Особое значение придается региональному и межрегиональному взаимодействию в этих сферах. Центральная Азия, находясь в центре Великого шелкового пути, на протяжении всей истории выступала в качестве моста между Востоком и Западом, Севером и Югом. Сегодня в целях более полного раскрытия транзитного и экономического потенциала региона Узбекистан выступает за скорейшую реализацию приоритетных инфраструктурных проектов, включая строительство железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай» и создание трансафганских транспортных коридоров.

В-пятых, отмечена необходимость продвижения партнерства между деловыми кругами стран Азии. Узбекистан придает особое значение малому бизнесу, который обеспечивает 53% ВВП страны. Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является членом Конфедерации ТПП Азиатско-Тихоокеанского региона, Исламской ТПП и Делового совета ШОС.

В этой связи Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым было предложено учредить региональный форум малого бизнеса. Регулярное проведение форума позволит наладить прямые контакты между бизнес-сообществами стран. Это, в свою очередь, будет способствовать росту инвестиций и товарооборота между государствами-членами.

В-шестых, акцентировано внимание на необходимости кооперации для решения экологических проблем. Важной проблемой для стран Центральной Азии остается преодоление последствий высыхания Аральского моря. С 1993 года в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА) совместно реализованы 3 программы мер по улучшению ситуации общей стоимостью более 15 миллиардов долларов США. Узбекистаном в рамках Комплексной программы мер по смягчению последствий Аральской катастрофы в регионе Приаралья в 2013-2017 годы осуществлено свыше 500 проектов. По инициативе Ташкента в ноябре 2018 года под эгидой ООН запущен Многопартнерский трастовый фонд для региона Приаралья, в который правительством Узбекистана вложено 2 миллиона долларов. В июне 2019 года Руководящим комитетом Фонда одобрены проекты развития перинатальной помощи, обеспечения доступа к питьевой воде, поддержки малого предпринимательства и развития экотуризма на более, чем 3 миллионов долларов.

Президент Узбекистана предложил объединить усилия стран региона и их партнеров в улучшении экологической ситуации в зоне Приаралье, в том числе по реализации ранее высказанных узбекской стороной таких инициатив, как объявление Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, учреждение Регионального центра по выращиванию саженцев пустынных и кормовых растений, создание в зоне Приаралья трансграничных охраняемых природных территорий и другие.

В заключении необходимо подчеркнуть, что в настоящее время Азия является одной из самых динамичных составляющих глобальной экономики, что усиливает интерес Узбекистана к углублению сотрудничества с азиатскими государствами. Активное участие нашей страны в деятельности СВМДА и реализация заявленных руководством Узбекистана инициатив может способствовать укреплению политического взаимного доверия, продвижению регионального сотрудничества в поддержании безопасности, развитию торгово-экономического, транспортно-логистического и туристического потенциала всего региона Центральной Азии.

Источник: ИА «Дунё» (автор: Кристина Джуракулова, Главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений)