Международные нормы при рассмотрении обращений по выборам​

Международные нормы при рассмотрении обращений по выборам​

В Международном пресс-центре совместно с Центральной избирательной комиссией и Программой развития ООН проведен семинар-тренинг на вышеуказанную тему.

В мероприятии, организованном в форме видеоконференции, приняли участие председатели окружных избирательных комиссий по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса, Центральной избирательной комиссии Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских избирательных комиссий, а также ответственные лица за работу с обращениями.

В нашей стране при организации выборов в представительные органы государственной власти на основе принципов гласности, открытости и независимости последовательно осуществляются соответствующие меры по укреплению правовых основ народной власти и политического плюрализма, а также поэтапной модернизации избирательной системы.

Высокое правовое сознание и широкое мировоззрение граждан, знание прав, касающихся выборов, наряду с обеспечением роста в обществе правовой культуры, являются важными факторами обеспечения выборов на справедливой и законной основе.

При этом важно соблюдение правовых норм и стандартов. Как отмечает международный эксперт, международные стандарты по рассмотрению споров в избирательном процессе, их решению можно разделить на две группы: общие и региональные стандарты. К общим стандартам относится ряд документов ООН. При рассмотрении обращений, касающихся выборов, необходимо соблюдение принципов правдивости, эффективности, объективности и своевременного решения возникающих вопросов.

Согласно Избирательному кодексу избирательные права граждан гарантированы законом, защищаются судом в административно-правовом порядке. Если гражданин выявляет ошибку или неточности в списке избирателей, он может обратиться в соответствующую избирательную комиссию, а также он может обратиться в суд по данному вопросу.

Избирательные комиссии рассматривают поступившие обращения в рамках своих полномочий. Они проводят проверки по данным обращениям и представляют письменные ответы в течение трех дней. Если обращение поступает за шесть дней до выборов или в день голосования, то оно рассматривается немедленно.

Обращения регистрируются в книге регистрации избирательной комиссии. Председатель избирательной комиссии после поступления обращений с участием членов комиссии проводит заседание, посвященное этому обращению. На заседание могут быть приглашены заинтересованные лица.

Рассмотревшие заявление члены избирательной комиссии обязаны оповестить о принятом решении лицо, направившее обращение. Не входящие в компетенцию избирательной комиссии обращения в трехдневный срок направляются в соответствующий орган и об этом сообщается обратившемуся лицу.

В кодексе также нашел свое отражение и порядок рассмотрения жалоб на решение избирательных комиссий. В частности, органы политических партий, выдвинувших кандидата в депутаты, кандидаты в депутаты, доверенные лица, наблюдатели и избиратели могут обжаловать решения избирательной комиссии в течение десяти дней, после их принятия в вышестоящих избирательных комиссиях или в суде.

В течение десяти дней после принятия решения можно подать иск на решение Центральной избирательной комиссии в Верховный суд Республики Узбекистан, граждане могут обратиться напрямую в соответствующий административный суд по поводу нарушения избирательных прав.

При этом поданный иск на действия (решения) избирательной комиссии рассматривается судом в течение не более трех дней, если до выборов осталось шесть дней — незамедлительно. Судебное заседание по рассмотрению обращения проводится при участии заявителя и представителя соответствующей избирательной комиссии, а также прокурора, если жалоба касается не заявителя, а другого лица, — с участием этого лица. Отсутствие вышеперечисленных лиц не препятствует рассмотрению дела в суде.

Главное, после принятия определительного решения, оно немедленно передается соответствующей избирательной комиссии и должно быть исполнено.

Источник