Политические партии - главное связующее звено между электоратом и властью

Предстоящие выборы в законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и Кенгаши народных депутатов будут проходить в качественно новых политико-правовых и социально-экономических условиях. Данный процесс станет отражением прогрессивных демократических идей, воплощенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, инициированной Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Пятилетняя стратегия обозначила начало нового этапа развития демократического, либераль

Новизна проявляется и в правовой базе выборов, и в подготовке к ним, а также в повышении поли­тической и электоральной культуры граждан. В выбо­рах 22 декабря текущего года примет участие свы­ше 20 миллионов избира­телей, из них более двух миллионов молодых лю­дей, которые проголосуют впервые.

Борьба в рамках закона

Важнейшим инструмен­том повышения политичес­кой и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения, в первую очередь при ре­ализации выборных про­цессов, формировании ор­ганов госвласти в центре и на местах, являются по­литические партии. Они основные участники изби­рательного процесса. По­чему?

Во-первых, именно партия выходит на политическую арену как сила, которая является сторонником и вы­разителем конкретных идей, четко представляет интере­сы своего электората. Именно благодаря много­партийности появились ус­ловия для борьбы за власть в рамках закона  без по­трясений, взрывов и анти­конституционных действий.

Во-вторых, ни для кого не секрет, что во всем мире по­литические партии сохраня­ют свое значение в жизни общества прежде всего как основной инструмент, спо­соб выражения воли из­бирателей. В силу своей организованности именно партии гораздо эффективнее действуют в вопросах мобилизации обществен­ности вокруг решения тех или иных социально-значимых задач.

В-третьих, поли­тические партии помогают избирателям ориентиро­ваться на выборах, предла­гая широкий спектр полити­ческих позиций и программ, при разработке которых они поддерживали контакт с общественностью. Для политически активных граж­дан политические партии  это средство участия в го­сударственной жизни и влияния на государствен­ную политику.

Если обратимся к зарубежно­му опыту, то обнаружим, что зако­нодательство ряда демократичес­ких государств  Бельгии, Ислан­дии, Латвии, Норвегии не предус­матривает выдвижения кандида­тов в порядке самовыдвижения (независимых кандидатов). В не­которых государствах законода­тельство определяет выдвижение кандидатов только избирателями (группами избирателей), однако на практике группы избирателей подменяются политическими об­разованиями (политическими группировками). К примеру, в Лих­тенштейне при проведении пар­ламентских выборов кандидаты должны быть выдвинуты группами избирателей в составе не менее чем 30 избирателей соответству­ющего избирательного округа. При этом кандидат должен про­живать на территории данного из­бирательного округа. По смыслу законодательства о выборах груп­па избирателей не является и не должна быть политической партией, но на практике выдвижение кандидатов производится полити­ческими партиями.

Кого могут выдвинуть кандидатом в депутаты? В Узбекистане институт выдви­жения кандидатов в депутаты раз­вивался последовательно, эволюционно, по мере повышения зре­лости политических партий, поли­тической и правовой культуры граждан. Если на парламентских выборах 1999 года в соответствии с законодательством право выд­вижения кандидатов в депутаты имели политические партии, представительные органы власти и органы самоуправления граж­дан, на выборах 2004 года по­литические партии и инициатив­ные группы, то в 2009 и 2014, 2019 годах данное право предоставле­но только политическим партиям. Эти изменения в законодатель­стве показывают, что от выборов к выборам политическая борьба проходит уже на качественно но­вой основе, партии расширяют поле своей деятельности, растет их авторитет в обществе, а следовательно и их ответственность перед народом и страной.

В связи с этим предоставле­ние права выдвижения кандидатов в депутаты только политическим партиям стало фактором развития многопартийной системы, усиле­ния межпартийной конкуренции. Это дает избирателям выбор наи­лучшего пути устройства обще­ства, способствует конструктивно­му соперничеству между партия­ми не только в законотворчестве, но и в принятии важнейших ре­шений, направленных на дальней­шую либерализацию проводимых в стране реформ.

Демократия предполагает су­ществование активных политичес­ких партий, которые выполняют ряд взаимосвязанных функций, имеющих важное значение в про­цессе демократического управле­ния. Это участие и победа на вы­борах для получения определен­ной степени контроля над госор­ганами и учреждениями, олицет­ворение и выражение обществен­ных интересов, выдвижение политических альтернатив, проверка политических качеств и подготов­ка политических лидеров, которые в будущем займут свое место в управлении обществом.

Принятие Избирательного ко­декса в июне этого года дало мощ­ный импульс повышению актив­ности действующих в стране по­литических партий  Движению предпринимателей и деловых людей Либерально-демократи­ческой партии Узбекистана, Де­мократической партии Узбекиста­на «Миллий тикланиш», Народно­демократической партии Узбеки­стана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат». Из­вестно, что особенностью пред­стоящих выборов является учас­тие в них новой Экологической партии Узбекистана, которая является новичком среди полити­ческих игроков. В отличие от дру­гих партий, уже не раз участвовав­ших в избирательной кампании и имеющих опыт предвыборной борьбы, у этой партии еще не сформирована в полной мере организационная структура, нет опыта участия в выборах и исполь­зования современной тактики и политтехнологий в предвыборной кампании. Несмотря на это, в ны­нешних выборах она будет сопер­ничать с другими партиями на равных условиях.

Согласно Избирательному ко­дексу, политические партии на предстоящих выборах в Законода­тельную палату имеют право выд­вигать не 135, а 150 кандидатов от всех избирательных округов. Это связано с отменой парламентской квоты в 15 мест, которая прежде предоставлялась Экологическому движению. У избирателей появилась возможность поддерживать участие в выборах более од­ной партии. Законодательно закреплено, что они вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий.

Право на выдвижение кандидата в Президенты, кандидата в депу­таты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей имеют политические партии. Выдвижение осуществля­ется высшими органами политических партий, порядок подбора кандидатов в депутаты определя­ется самими политическими партиями. При этом число жен­щин должно составлять не менее 30 процентов от общего числа кан­дидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии. Полити­ческие партии правомочны выд­винуть кандидатом в депутаты чле­нов своей партии или беспартий­ных. Таким образом, любой гражданин, в том числе беспартийный, также может стать кандидатом в депутаты, при этом полностью обеспечивается его право доби­ваться политических или государ­ственных постов в личном каче­стве.

Кроме того, увеличено количе­ство доверенных лиц кандидатов в депутаты: 10 для парламента, 5 областных Кенгашей, 3  рай­онных и городских Кенгашей. Уси­лена также роль наблюдателей от политических партий в обеспече­ нии гласности и демократичности выборов. Они могут получатькопии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчета голосов. Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для все общего ознакомления на срок не менее чем 48 часов.

Можно ли подавать жалобу?

 Кандидату или наблюдателю предоставлено право подавать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса, в томчисле запросить провести пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов. Законодательно закреплено, что решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, а также кандидатами в депутаты, доверенными
лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Также решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховном суде в течение десяти дней
после их принятия. Жалоба долж на быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участво­вать при ее рассмотрении.

Все это важное новшество Из­бирательного кодекса, который способствует укреплению много­партийной системы, усилению межпартийной конкуренции, борь­бы идей и программ. Это ключе­вое и необходимое условие де­мократии.

Право это ответственность Однако не стоит забывать, что любое право это и ответствен­ность не только перед своим элек­торатом, но и перед народом страны. Каждая партия должна представить избирателям свою четкую, понятную программу дей­ствий по решению стоящих перед обществом проблем, через своих представителей в депутатском корпусе активно участвовать в формировании властных структур. Только та политическая партия, по­зиция, программа которой полу­чит поддержку избирателей, мо­жет рассчитывать на достойное место в политической системе страны.

Следует отметить, что в первые годы независимости парламент­ская деятельность политических партий носила во многом фор­мальный характер, политические фракции по собственной иници­ативе и без указки сверху не вырабатывали и не представляли цельного, важного законопроекта. В последующие годы в результа­те эволюционных преобразований законодательные нововведения создали условия для расширения полномочий партий и усиления их роли в модернизации и демок­ратизации общества. Это прояв­ляется и в том, что без учета мне­ний и предложений парламент­ских фракций (депутатских групп) не принимается ни один законо­дательный акт. В этой связи мож­но с уверенностью сказать, что со­временные законы  это конкретный результат деятельности партий. Ведь они через свои фракции в парламенте отражают в принимаемых законах не только свои политические позиции и взгляды, а также широкий спектр интересов граждан страны.

Предстоящие выборы, которые пройдут на многопартийной осно­ве, позволят партиям почувство­вать настрой избирателей, опре­делить рейтинг своей популярно­сти. Для политических партий со­здан широкий простор для конку­рентной борьбы. Однако задача партий  не только участвовать в выборах, но и в том, чтобы при­влечь избирателей к социально­экономическим реформам, происходящим в обществе, воспитать в них гражданское чувство демо­крата, активно выступающего в за­щиту национальных ценностей, рожденных независимостью, по­литикой реформ и модернизации.

Политические партии страны накопили значительный опыт по­литической борьбы. Они концеп­туальным образом пересматрива­ют методы и подходы в своей ра­боте с электоратом, выбирают собственную стратегию, и здесь нет единой модели. Предпринима­ют меры, направленные на повы­шение активности и укрепление авторитета партийных групп для бо­лее эффективной работы по защи­те интересов электората в парла­менте страны и в местных пред­ставительных органах власти. И это доказывается всем ходом подго­товки к очередным парламентским выборам, которые покажут, на­сколько возросла политическая и электоральная культура политичес­ких партий и их сторонников.

Материал был опубликован в газете "Народное слово" №216 от  18 октябрьря 2019 года.