Узбекистан выступает за активизацию сотрудничества в транспортной сфере между Центральной Азией и Китаем

25 января Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие в онлайн встрече глав государств Центральной Азии и Китая, посвященной 30-летию установления дипломатических отношений между странами.

В ходе саммита руководители стран подвели итоги 30 лет взаимных отношений, обсудили актуальные вопросы текущей повестки, а также наметили перспективные направления многостороннего сотрудничества.

Нынешняя встреча «Центральная Азия-Китай» носила знаковый характер, так как впервые состоялась на уровне глав государств. Ранее подобные мероприятия проходили с участием министров внешнеполитических ведомств.

Выступая на саммите, глава Узбекистана акцентировал внимание на актуальных вопросах и приоритетных направлениях многопланового взаимодействия между Центральной Азией и КНР. Он уделил особое внимание развитию транспортно-логистической сферы, которая является драйвером укрепления торгово-экономических связей центральноазиатских государств с Китаем.

Отмечалось, что пандемия коронавируса вызвала логистические сбои в поставках, что привело к дефициту оборудования и сырья. В связи с этим Шавкат Мирзиёев предложил выработать системные решения для обеспечения бесперебойного грузопотока и развития трансрегиональных логистических сетей.

В данном контексте он призвал активизировать работу по строительству новых транспортных коридоров. В частности, глава Узбекистана заявил о необходимости начать уже в этом году практическую реализацию проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Данное предложение обусловлено тем, что за последние годы заметно активизировались усилия по воплощению в жизнь этого перспективного проекта. Данный жизненно важный железнодорожный коридор призван стать ключевым звеном региональной транспортной сети на линии «Восток – Запад», тем самым обеспечив государствам-участникам выход к перспективным рынкам. Так, согласно расчетам, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 км, а срок доставки грузов уменьшится на 7-8 суток.

Для акселерации строительных работ, Президент Узбекистана предложил создать Координационный комитет на уровне заместителей глав правительств стран Центральной Азии и Китая.

Подобная структура не только позволит оперативно решать вопросы, связанные с реализацией проекта магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», но и поспособствует формированию единых подходов при выработке решений в вопросах транспортно-логистической инфраструктуры.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Президент Шавкат Мирзиёев особое внимание уделяет последовательному развитию транспортной инфраструктуры, повышению логистического потенциала Узбекистана, а также превращению Центральной Азии в международный транспортный хаб на мировых площадках.

В частности, в настоящее время идет активная работа по созданию под эгидой ООН Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, который был инициирован Президентом Узбекистана на 75-й сессий ГА ООН. Такая структура позволит активизировать совместные усилия по развитию существующих и формированию новых транспортных коридоров, повысив конкурентоспособность государств Центральной Азии на мировом рынке транспортных услуг.

Более того, сфера транспорта также нашла свое отражение в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В ней особое внимание уделено усилению транспортно-транзитного потенциала, реализации программ развития транспортно-логистической системы, дальнейшему совершенствованию системы общественного транспорта страны.

В целом, инициативы и предложения, выдвинутые Президентом Узбекистана на саммите Центральная Азия – Китай поспособствуют углублению взаимовыгодного сотрудничества в транспортной сфере, усилению взаимосвязанности стран региона и КНР, а также создаст широкие возможности для социально-экономического преобразования всего обширного пространства Центральной и Восточной Азии.

Марат Аитов,

руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан

Источник