А.Неъматов: Послание к парламенту свидетельствует о твёрдой приверженности Шавката Миромоновича Мирзиёева принципу открытого диалога с народом

Комментарий первого заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжона Неъматова

Безусловно, Послание Президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиёева к парламенту стало одним из главных политических событий уходящего года. Глава государства, обращаясь к парламенту, а в его лице и к народу Узбекистана, по сути, представил общественности отчёт верховной власти о проведённой в течение года работе по реализации стратегических целей развития страны, а также определил важнейшие задачи, ключевые приоритеты дальнейшего реформирования и модернизации Узбекистана на предстоящий период.

При этом, главный посыл, который проходил красной нитью в послании Президента, заключается в том, что демократические реформы обрели необратимый, устойчивый характер и государство намеренно неуклонно продолжать их реализацию.

В целом, практика обращения Главы государства с посланием к парламенту Узбекистана, ставшая традицией в политической жизни страны с избранием Шавката Мирзиёева на пост Президента, является воплощением ключевого принципа демократии – подотчётности верховной власти народу.

Можно без преувеличения сказать, что и нынешнее послание стало результатом широкого диалога с народом, оно носит всеобъемлющий характер, охватывает все сферы и проблемы жизнедеятельности общества и государства, которые сегодня волнуют широкие слои населения и требуют своего первоочередного решения.

Это вновь засвидетельствовало твёрдую приверженность Шавката Миромоновича Мирзиёева принципу открытого диалога с народом, его готовность слушать и слышать проблемы и предложения каждого гражданина по дальнейшим шагам демократического преобразования страны.

Более того, поставленные в послании задачи на предстоящий период говорят о неизменной воле Главы государства углублять и расширять диалог с народом, всемерно учитывать чаяния, потребности и интересы широких слоёв населения в процессе принятия решений, стремлении в полной мере задействовать общественные ресурсы для достижения стратегических целей реформирования и модернизации страны.

На это, в частности, направлены конкретные предложения Президента Узбекистана по усилению роли демократических институтов, прежде всего, органов самоуправления граждан, ННО, СМИ и общественности в решении актуальных задач социально-экономического, общественно-политического и культурно-гуманитарного развития страны.

Хотел привести некоторые из них. Во-первых, Шавкат Миромонович Мирзиёев предложил расширить формы и совершенствовать действующие механизмы общественного контроля, усилить роль институтов гражданского общества, СМИ, граждан в осуществлении мониторинга и организации исполнения актов законодательства и государственных программ развития страны. В этих целях поставлена задача внедрять на системной основе такие институты общественного контроля, как общественный мониторинг и общественные слушания.

Во-вторых, в целях повышения статуса органов самоуправления граждан, усиления их участия в решении насущных проблем предложено назначать руководителями государственных органов, в том числе глав органов государственной власти на местах, из числа инициативных и квалифицированных кадров, осуществляющих эффективную деятельность в органах самоуправления граждан.

Более того, усилению полномочий органов самоуправления граждан в осуществлении общественного контроля на местах, повышению ответственности должностных лиц за решение актуальных задач развития территорий будет служить предоставление руководителям органов самоуправления граждан права обращаться в местные органы представительной власти с обязательными к рассмотрению запросами по актуальным вопросам местного развития.

Усиливается роль органов самоуправления граждан в обеспечении занятости и трудоустройства населения. В частности, в махаллях создаются более тысячи центров профессионального обучения, на поддержку их деятельности выделяется 100 млрд. сум.

В целях рационального и эффективного использования внешнего долга предусматривается внедрение механизмов общественного обсуждения проектов социально-экономического развития регионов и территорий, осуществляемых за счёт средств внешнего заимствования.

В-третьих, планируется широко привлекать ННО на основе предоставления социального заказа к осуществлению общественного контроля в таких социально значимых сферах, как образование, культура, здравоохранение, экология, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт. На эти цели направляется из государственного бюджета более 60 млрд. сумов.

В-четвертых, вводится институт постоянного представителя ННО в Законодательной палате Олий Мажлиса с правом участия в заседаниях нижней палаты парламента. При этом представитель ННО наделяется полномочием вносить предложения по включению в акты законодательства действенных механизмов общественного контроля и социального партнёрства.

В-пятых, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека наделяется правом с привлечением представителей общественности, ННО, СМИ и других институтов гражданского общества проводить ежеквартальный мониторинг мест лишения свободы, в том числе следственных изоляторов, с целью предотвращения и пресечения фактов применения жестокого обращения с заключёнными, то есть пыток.

Более того, право органов исполнения наказания вносить представление о досрочном освобождении от отбывания наказания и замене наказания более мягким передаётся специальной комиссии, в состав которой войдут представители общественности.

В целом, предлагаемые меры являются логическим продолжением политики демократизации общественного и государственного управления, будут непременно способствовать дальнейшему обеспечению открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, повышению их подотчётности и ответственности перед народом, а также усилению созидательного участия граждан в реализации масштабной программы реформирования и модернизации страны.

Источник