Ашхабадский Саммит – новые перспективы для интенсификации плодотворного регионального сотрудничества

Состоявшийся 4 августа в Ашхабаде трехсторонний Саммит с участием глав государств Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана стал очередным важным практическим шагом на пути дальнейшего расширения регионального сотрудничества, в том числе в водно-энергетической и транспортно-логистической сферах.

Одной из ключевых тем в ходе переговоров стало развитие энергетической сферы, в частности сотрудничество в области поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии.

Согласно экспертным оценкам, ежегодные нереализованные выгоды в энергетическом комплексе Центральной Азии составляют 0,9% от общего ВВП региона. 

В этой связи главами государств инициирована совместная реализация проектов в сфере гидро- и тепловой энергетики, достигнута договоренность о проведении во втором полугодии текущего года переговоров на уровне руководителей энергетических ведомств с целью продвижения совместной деятельности в этих направлениях. 

В ходе саммита стороны предметно обсудили вопрос об эффективном управлении трансграничными водными ресурсами в бассейне реки Амударьи, имеющей важное значение для обеспечения продовольственной, энергетической и водной безопасности всего региона.

В мае этого года специалисты зафиксировали в низовьях Амударьи острую нехватку воды, причиной которой стали жара и небольшое количество осадков. В марте-апреле перерасход воды в реке превысил привычный показатель на 50%.

В условиях возрастающего негативного воздействия изменения климата – засуха, сокращение водных ресурсов, с учетом намеченного курса на интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности и урбанизации, страны региона «сверили часы» по позициям и проделываемой работе в рамках регионального сотрудничества в данной сфере.

В этом контексте Президент Узбекистана предложил активизировать сотрудничество в таких направлениях, как внедрение передовых водосберегающих технологий и модернизация систем ирригации, цифровизация процессов управления водными ресурсами, совместное развитие инфраструктуры для сбора и хранения селе-паводковых вод. Актуализирована задача по задействованию всего потенциала Международного фонда спасения Арала, а также сотрудничества по линии партнерских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Следует отметить, что в последние годы в Узбекистане  расширяется применение водосберегающих технологий. Ими охвачено около 25% орошаемых земель. За счет этого в 2022 году сэкономлено 3 миллиарда кубометров воды, которую использовали для орошения 830 тысяч гектаров площадей, засеянных повторно.

Подписанное 3 апреля 2023 года Президентом Республики Узбекистан постановление «О неотложных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов» имеет важное значение для определения аспектов работы с целью устойчивого полива посевных площадей сельскохозяйственного назначения в условиях дефицита воды, отмечающегося и в нынешний летний сезон.

В ходе встречи в Ашхабаде отдельное внимание также уделено объединению усилий по созданию интегрированной транспортной инфраструктуры, которая позволит максимально использовать потенциал стран региона в транспортно-логистической сфере, в том числе по формированию приоритетных торгово-транзитных коридоров. 

В этом контексте Президент Узбекистана выразил мнение, что развитие международного транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан–Иран, активное задействование потенциала Транскаспийского маршрута позволят повысить привлекательность Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток–Запад и Север–Юг. Главой нашего государства предложено совместно создавать благоприятные условия для международных перевозчиков, ускорять цифровизацию и увеличивать пропускную способность контрольно-пропускных пунктов. 

Следует отметить, что запуск коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран с использованием портов Бендер-Аббас и Чабахар имеет стратегическое значение для развития всей Центральной Азии, так как позволит сократить сроки доставки экспортно-импортных грузов, также будет способствовать увеличению товарооборота и росту инвестиций, созданию благоприятных условий для дальнейшего развития международных экономических связей и расширения транспортно-логистической сети в регионе.

Это диверсифицирует и укрепит транзитные коридоры, обеспечив более быстрый и надежный доступ к международным рынкам. Кроме того, взаимодействие в области транспорта увеличит объем товарооборота между странами, расширив сферы экономических отношений. 

Сегодня Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

К настоящему времени в Узбекистане построено и сдано в эксплуатацию более 2,4 тысячи км новых железных дорог, электрифицировано свыше 3 тысяч км и реабилитировано более 1,1 тысячи км железных дорог. 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Наша страна к 2030 году планирует увеличить пропускную способность своего транзитного потенциала около 2-х раз – до 20 миллионов тонн, а также увеличить долю инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны до 46,7 миллиарда долларов. 

В целом можно констатировать, что вопросы, обсужденные в ходе переговоров в Ашхабаде, напрямую пересекались с задачами и перспективами общерегионального развития. Можно с уверенностью сказать, что прошедший саммит стал важной конструктивной частью пятистороннего взаимодействия в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, дополнил данный формат сотрудничества новым практическим содержанием.

Аброр Фатхуллаев, 
Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан.

 

Источник