Цифровая экономика – локомотив развития на пространстве ШОС

На фоне продолжающейся рецессии в мировой экономике, связанной с пандемией COVID-19 и геополитической напряженностью в мире, а также продовольственным и энергетическим кризисами, выход государств из сложившейся ситуации видится в наращивании «цифрового иммунитета».

Благодаря цифровой индустриализации – передовым технологиям, большим данным, искусственному интеллекту и 5G – цифровая экономика становится важным фактором экономического роста.

Согласно оценкам ЮНИДО, в 2021 г. доля цифровой экономики в глобальном ВВП составила порядка 15,5%. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе уровень цифровизации глобальной экономики превысит 40%. Уже сегодня почти 60% интернет-пользователей трудоспособного возраста каждую неделю совершают покупки в Интернете.

По подсчетам экспертов ЮНКТАД, глобальный рынок цифровой торговли, к 2030 году составит 29 трлн. долларов США.

Вместе с тем, прослеживается стабильный рост охвата населения мира Интернетом. Так, за последние 10 лет количество пользователей увеличилось более чем вдвое с 2,18 млрд. в начале 2012 г. до 5 млрд. в первой половине 2022 г. (63,1% от населения мира). Исследования показывают, что в среднем каждый пользователь тратит почти 7 часов в день на Интернет. 

На этом фоне одним из главных посылов статьи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, опубликованной в преддверии Самаркандского саммита ШОС, стал аргумент об имеющихся у Организации отличных перспектив для трансформации и роста, не только за счет количественного пополнения, но и через открытие новых стратегических векторов. Это – транспорт и взаимосвязанность, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и зеленая экономика». 

Действительно на пространстве ШОС созданы все необходимые условия для цифровой трансформации и развития цифровой экономики, включая организационно-правовые и институциональные основы.

Возьмем хотя бы принятую в 2019 г. в Ташкенте Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года с акцентом на высокие технологии. 

Затем в 2020 г. принято Заявление Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области цифровой экономики, в котором четко выражена заинтересованность сотрудничать в сфере цифровизации путем внедрения информационно-коммуникационных технологий в такие области, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, туризм, энергетика, торговля, финансы и таможня. 

Кроме того, утверждена Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, принят ряд документов по развитию цифровой экономики.

Эксперты заметили наметившуюся тенденцию: если в прошлые годы в рамках ШОС узбекская сторона проявляла активность в основном в сфере безопасности, то сегодня она активно выдвигает качественно новые и практически значимые инициативы в сфере экономического развития, в том числе цифрового и «зеленного».

К примеру, в рамках ШОС узбекской стороной выдвинут ряд инициатив, в числе которых Концепция взаимодействия в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, Программа по развитию цифровой грамотности, План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли ШОС, а также механизм регулярных встреч руководителей ведомств, ответственных за информационные технологии, регулярное проведение Экономического форума, которые воплощаются в жизнь на пространстве ШОС. 

Кроме того, у стран-участниц Организации имеются огромный потенциал и опыт, а также достаточные возможности для развития сотрудничества в сфере цифровой трансформации различных отраслей экономики.

В этом контексте особый интерес вызывает опыт Китая. В 2021 году масштаб цифровой экономики Китайской Народной Республики достиг 7,1трлн. долл., заняв второе место в мире.  Цифровая экономика Поднебесной росла в среднем на 15,9 процента с 2012 по 2021 год. За этот период доля цифровой экономики в ВВП страны увеличилась с 20,9 процента до 39,8 процента, что фиксирует среднегодовое увеличение примерно на 2,1 процентных пункта.

Быстрый рост сопровождается расширением строительства цифровой инфраструктуры. На сегодняшний день количество базовых станций 5G в Китае составило 1,43 млн., а число пользователей 5G превысило 500 млн. чел. Китай обладает одними из крупнейших и самых передовых сетевых объектов в мире. Кроме того, страна также ускорила интеграцию больших данных, облачных вычислений и искусственного интеллекта. К 2025 году на Китай будет приходиться почти 30 процентов от общего объема данных в мире с самым большим разнообразием типов данных.

В этом плане не отстает и Индия. Так, в 2015 году правительство запустило инициативу «Цифровая Индия» по улучшению онлайн-инфраструктуры и повышению доступности Интернета. Инициатива преследует три основные цели: создание безопасной и стабильной цифровой инфраструктуры, предоставление цифровых услуг и обеспечение каждого гражданина Интернетом. 

По прогнозам специалистов, если по итогам 2021 года объем цифровой экономики Индии составил 200 млрд. долл., то к 2025 году данный показатель достигнет трлн. долл. путем развития производственного сектора на основе искусственного интеллекта, облачных вычислений, Интернета вещей, блокчейнов и робототехники.

В свою очередь Узбекистан, в период с 2015 по 2020 гг. увеличил объем валовой добавленной стоимости, созданной в секторе информационной экономики и электронной коммерции почти в 3 раза – с 3,8 трлн. до 11,2 трлн. сумов, его доля в ВВП составила 2 процента. Кроме того, объем рыночных услуг в сфере связи и информатизации в 2021 г. достиг 17,1трлн. сумов, что почти в 3 раза превышает показатели 2016 г. (6,1 трлн. сумов)

Учитывая, что 2020 год в Узбекистане был обозначен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, в стране были приняты основополагающие документы, заложившие правовой фундамент дальнейших реформ. Для ускорения развития цифровой экономики была утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Ее приоритеты –  цифровая инфраструктура, электронное правительство, цифровая индустрия и цифровое образование.

В итоге, благодаря последовательной работе по развитию цифровой инфраструктуры пропускная способность международного канала связи в стране в 2016-2022 гг. увеличилась в 32 раза до 1800 Гбит/с.  В настоящее время реализуется проект по расширению этого показателя до 3200 Гбит/с в 2022 году. Стоимость услуг Интернета для операторов и провайдеров составила 30 тыс. сум за 1 Мбит/с, что на 42,9 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Помимо этого, в принятой в текущем году Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы одной из ключевых целей заявлено определение цифровой экономики в число основных «драйверов» роста и увеличение ее объема не менее, чем в 2,5 раза. 

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что цифровая трансформация – веление времени и это прекрасно понимает каждый член  ШОС. Поэтому вполне логичным продолжением работ по активизации практического сотрудничества «шанхайской семьи» в сфере диджитализации явилась инициатива Узбекистана, озвученная в рамках Самаркандского саммита, о ежегодном проведении Большой торговой ярмарки с созданием на ее базе единой электронной платформы

Реализация данной инициативы будет способствовать установлению новых контактов и активизации многостороннего сотрудничества в сфере торговли, а также облегчит допуск на новые международные рынке.

Кроме того, это позволит объединить на одной электронной торговой платформе поставщиков и потребителей различных товаров и услуг, предоставить этим участникам ряд сервисов, что, конечно же, повысит эффективность их бизнеса. 

Более того, это будет способствовать существенному увеличению скорости бизнес-операций, благодаря минимизации расстояния и времени, в том числе сокращения времени и усилий субъектов предпринимательства по поиску новых партнеров и рынков.

В целом, значимость данной инициативы, по оценкам экспертов, как никогда велика, поскольку все страны-члены ШОС находятся в не простых условиях периода реабилитации экономик от последствий кризисов.

Алишер Низамов,

руководитель отдела ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Источник