Дальнейшая интеграция транспортной системы станет еще одним символом возрождения единства государств Центральной Азии

В ходе очередной Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, прошедшей 6 августа текущего годав Туркменистане, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев уделил пристальное внимание вопросам развития транспортно-коммуникационного сотрудничества.

В частности, глава нашей страны отметил, что в общих стратегических интересах стран Центральной Азии находятся вопросы эффективного задействования транспортно-транзитного потенциала региона. По его словам, разветвленная и интегрированная транспортная система в Центральной Азии способна стать ключевым транзитным хабом на Евразийском континенте.

В этой связи Шавкат Мирзиёев предложил максимально задействовать потенциал действующих транспортных коридоров и инфраструктуры, в том числе портов Каспийского моря, крупных трансграничных логистических центров.

Кроме того, озвучены планы Узбекистана по использованию в будущем возможностей Трансафганского коридора, автомобильной и железной дорог «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Особое внимание Президента Узбекистана этим вопросам можно объяснить следующими взаимосвязанными и взаимодополняющими факторами.

Во-первых, реализация целей государств Центральной Азии по обеспечению стабильного доступа товаров из региона на мировые рынки и глубокой интеграции центральноазиатских стран в мирохозяйственные связи невозможна без создания региональной транспортной сети, координации совместных усилий и выработки согласованных мер. Тем более, что страны Центральной Азии на сегодняшний день остаются одними из наименее «соединённых» экономик в мире. По оценкам Всемирного банка, индикатор транспортной связанности в Центральной Азии в среднем составляет менее 60 процентов по коэффициенту транспортного доступа в отношении к глобальному ВВП – это самый низкий показатель по данной шкале.

Осознавая это, Узбекистан выступает в качестве одного из главных проводников идеи выстраивания институциональных механизмов сотрудничества между государствами региона в транспортно-коммуникационной сфере. В этих целях в 2018 году страна организовала международную конференцию «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности». В дополнение к этому были выдвинуты целый ряд инициатив, направленных на повышение транспортного и логистического потенциала региона.

В частности, Президент Узбекистана на 75 сессии Генассамблеи ООН выступил с предложением о создании под эгидой Всемирной организации регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. О нацеленности страны на полное раскрытие транспортного потенциала региона также свидетельствует инициатива главы нашей страны о создании в регионе Совета по транспорту, который может стать координирующим органом в деле обеспечения дальнейшей интеграции транспортных систем государств Центральной Азии.

Во-вторых, все страны региона, не имеющие прямого доступа к морским транспортным коридорам, находятся в зависимом положении от транзитных перевозок, что накладывает дополнительную стоимость на начальную цену экспортируемых и импортируемых товаров. Иными словами, для того чтобы конкурировать на внешних рынках, страны вынуждены в ущерб своим интересам снижать цены, идти на достаточно дорогие импортные сделки. Так, сегодня транспортно-транзитные расходы государств региона достигают 60 процентов стоимости импортируемых товаров.

Перевозчики теряют до 40 процентов времени на транспортировку товаров из-за несовершенства таможенных процедур и неразвитости логистики. К примеру, себестоимость доставки контейнера в китайский город Шанхай из любой страны Центральной Азии превышает более чем в 5 раз стоимость его транспортировки из Польши или Турции.

По этой причине сохранение транспортной замкнутости Центральной Азии можно обозначить в качестве одного из главных препятствий на пути последовательного ускорения темпов экономического роста государств региона. В частности, по оценкам экспертов, подобная ситуация способствует отставанию в развитии стран региона от морских государств на 20 процентов. При этом объемы ВВП по паритету покупательской способности снижаются до 57 процентов. Основные потери несет Узбекистан, который должен преодолевать территорию двух государств для обеспечения выхода товаров собственной продукции к мировому океану.

В-третьих, указанные инициативы созвучны с современной транспортной стратегией Узбекистана, в рамках которой страна взяла курс на активизацию сотрудничества со всеми внешними партнерами по реализации целого ряда транспортно-коммуникационных проектов. Среди них можно отдельно выделить такие проекты, как железные дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Продвижение этих планов невозможно без выработки единой стратегии центральноазиатских государств в транспортной сфере.

Координация совместных усилий также необходима для облегчения перевозки товаров через действующие транспортные коридоры. Среди них можно выделить железную дорогу «Баку – Тбилиси – Карс», которая сегодня соединяет государства Центральной Азии с европейским континентом через территории Азербайджана, Грузии и Турции. Активное использование центральноазиатскими странами транзитного потенциала указанного коридора позволяет им обеспечить доступ товаров собственной продукции к европейскому рынку.

В-четвёртых, государства Центральной Азии находятся
в самом сердце обширного региона Евразии, то есть на перекрестках сухопутных торговых артерий, связывающих кратчайшим путем Запад с Востоком и Север с Югом. В частности, в случае реализации проекта строительства железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай», продвигаемой Ташкентом, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 километров, а срок доставки уменьшится на 7-8 суток.

В свою очередь, строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» обеспечит центральноазиатским странам кратчайший сухопутный доступ к Индийскому океану. Согласно оценкам, по этой дороге можно будет перевозить до 20 миллионов тонн грузов в год, а транспортные расходы уменьшатся на 30-35 процентов.

При этом для коллективного использования странами Центральной Азии потенциала вышеуказанных транспортных коммуникаций, прежде всего, требуется укрепление региональной транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Подобная перспектива также отвечает целям центральноазиатских государств по повышению конкурентоспособности региона в качестве международного транспортно-транзитного «хаба» и восстановлению исторической роли региона как одного из главных центров международной торговли.

Благодаря этому, страны региона вновь приобретут возможность активно участвовать в международном транзите товаров, что принесет экономике Центральной Азии значительные дивиденды в виде транзитных сборов. В этом контексте обращает на себя внимание нынешний уровень торгово-экономических связей главных субъектов международной торговли, которые находятся в поиске надежных сухопутных коридоров в качестве альтернативы действующим морским маршрутам. В частности, в настоящее время суммарный объем товаров, ежегодно импортируемых Китаем в торговле с внешним миром, составляет более 2 триллиона долларов, а совокупный объем товарооборота Поднебесной с Европейским Союзом превышает 600 миллиардов долларов.

Таким образом, все инициативы, озвученные Президентом страны в ходе Консультативной встречи, без исключения, объединены одной сверхзадачей: построение пространства стабильности, добрососедства и устойчивого развития в центральноазиатском регионе.

В этой связи очередные предложения по развитию транспортно-коммуникационного сотрудничества можно расценивать в качестве логического дополнения системных усилий Узбекистана в деле построения новой Центральной Азии. Это подразумевает сплочение всех центральноазиатских государств вокруг благородной идеи по укреплению многовековой дружбы и достижению всеобщего экономического процветания во имя интересов всех народов и народностей, проживающих в регионе.

Азиз Каримов,

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте Республики Узбекистан

Источник