Эксперт ИСМИ: Инициатива главы Узбекистана на Генассамблее ООН является логическим продолжением совершенно новой, прагматичной и дальновидной политики в отношении Афганистана

Создание нового формата международного сотрудничества по Афганистану, а именно, предложение Президента Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о создании при ООН постоянно действующего комитета для ИА «Дунё» комментирует руководитель Центра Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Республике Узбекистан Бахтиёр Мустафаев:

- В первую очередь необходимо отметить, что выдвинутая инициатива главы Узбекистана является логическим продолжением совершенно новой, прагматичной и дальновидной политики в отношении Афганистана, сформированной Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Более того, данное предложение является еще одним знаковым примером практической реализации политики добрососедства и дружбы Узбекистана в отношении Афганистана. Инициатива о создании при ООН постоянного действующего Комитета носит стратегический и концептуальный характер.

Реализация этой инициативы позволит укрепить региональный и международный консенсус по ключевым вопросам урегулирования ситуации в Афганистане. На фоне межафганских переговоров и предстоящего сокращения коалиционных сил необходимо консолидация усилий международного сообщества по поддержке восстановления мирной экономики Афганистана как важного условия формирования социально-экономической базы процессов мирного решения афганского кризиса. Принципиально важна всесторонняя поддержка со стороны международного сообщества непрерывного и поступательного процесса мирных внутриафганских переговоров для достижения долгосрочного и устойчивого мира в Афганистане.

Стоит отметить, что сегодня более 75% госбюджета Афганистана покрывается за счёт иностранных взносов. Кроме того, иностранная помощь составляет почти 20% от общего валового национального дохода Афганистана. В этой связи, весьма высока роль международного сообщества в дальнейшем восстановлении экономики Афганистана.

Крайне важно не допустить создания вакуума в стране, сохранить дееспособность правительства Афганистана по выполнению своих социальных обязательств перед населением, удовлетворению насущных потребностей граждан в стабильности и безопасности.

Наряду с этим не менее важным является и то, что создание комитета позволит привлечь особое внимание в рамках ООН к решению афганского кризиса, обеспечить системность и повысить эффективность в работе международного сообщества на афганском направлении.  Согласно уставным документам, постоянные комитеты в соответствии с функциональными задачами ООН тесно взаимодействуют с такими специализированными учреждениями ООН, как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИДОК и другими.

Что особенно важно, так это то, что постоянный комитет при ООН будет способствовать превращению Афганистана в площадку регионального сотрудничества, а не восприниматься как авансцена геополитического соперничества. Регулярный диалог в рамках постоянного комитета позволит сблизить позиции ведущих региональных стран и мировых держав, вовлеченных в урегулировании ситуации в Афганистане, а также найти общие точки соприкосновения на афганском направлении.

Немаловажно и то, что учреждение постоянного комитета при ООН позволит мобилизовать средства международного сообщества для реализации инфраструктурных и социально-экономических проектов, которые создадут прочный фундамент обеспечения долгосрочного и прочного мира в Афганистане. Несмотря на то, что Афганистан обладает богатыми природными ресурсами и благоприятными транспортно-транзитными возможностями, отсутствие финансовых средств не позволяет использовать незадействованный потенциал этой страны. В случае непрерывной реализации социально-экономических проектов в Афганистане будут созданы альтернативные войне возможности.

Все это, несомненно, окажет существенное влияние на обеспечение устойчивого и опережающего развития Центральной Азии. Мир и стабильность в Афганистане могут дать мощный толчок практической реализации трансрегиональных транспортно-коммуникационных проектов, которые позволят обеспечить наикратчайший выход государств Центральной Азии к портам Индийского океана и Персидского залива, соединить Южную Азию с рынками Европы и Китая.

С укреплением взаимосвязанности также будут формироваться благоприятные внутренние и внешние предпосылки для запуска и реализации масштабных региональных проектов в области энергетики, торговли и экономики, которые могут стать перспективными «драйверами» устойчивого развития в Центральной и Южной Азии.

Источник