Эксперт ИСМИ: Ключевой экономической инициативой Президента Узбекистана является разработка Комплексной программы промышленной кооперации

Развитие промышленной кооперации стран СНГ позволит решить одну из самых острых проблем экономики Узбекистана – низкую конкурентоспособность местной продукции с высокой долей добавленной стоимости, считает ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований Азимбек Нажимов.

"Ключевой экономической инициативой, выдвинутой президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на заседании Совета глав государств СНГ, является разработка Комплексной программы промышленной кооперации и проведение презентации этой программы, а также новых инновационных проектов и передовых технологий в 2021 году в Ташкенте в ходе Форума промышленной кооперации стран СНГ", – отметил он.

Данная Комплексная программа, считает эксперт, будет способствовать практической реализации Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года, в которой переход к новой индустриальной политике с акцентом на внедрение международных технологических стандартов, создание высокотехнологичных конкурентоспособных компаний, в том числе совместных, в несырьевых секторах экономики, ускорение развития обрабатывающего сектора промышленности и бизнеса определены приоритетным направлением экономического взаимодействия на пространстве СНГ.     

Как отмечают ведущие экономисты, в условиях дефицита финансовых средств, участие развивающихся стран в промышленной кооперации является одной из наиболее эффективных мер технического перевооружения промышленности, расширения экспортной направленности производства, достижения международных стандартов по качеству продукции и повышения занятости населения.

Межгосударственное сотрудничество в сфере промышленной кооперации, согласно данным Европейской экономической комиссии ООН, в среднем на 14-20 месяцев уменьшает время подготовки производства новой продукции по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50-70% снижает стоимость освоения нового производства.

Что же даст развитие промышленной кооперации странам СНГ, в частности, бизнесу?

Во-первых, это позволит повысить конкурентоспособность участников кооперации за счет углубления специализации, расширения масштабов производства и внедрения новых технологий.

Во-вторых, это снизит затраты (действие так называемого "эффекта масштаба") и повышение качества сопутствующих производству услуг (закупка, транспортировка и хранение сырья и материалов, доставка и реализация готовой продукции, проведение научных исследований, рекламных кампаний и пр.) за счет эффекта синергии и унификации подходов и кооперации.

В-третьих, будет обеспечено повышение занятости за счет роста производства существующих и появления новых предприятий.

В-четвертых, это создаст возможности консолидированного доступа представителей бизнеса стран СНГ на мировые рынки.

"Для реализации данной инициативы имеются все необходимые условия организационно-правового и институционального характера в СНГ, в частности, принято Соглашение о сотрудничестве в области промышленности от 2012 года, создан Совет по промышленной политике государств-участников Содружества. Из 66 функционирующих органов отраслевого сотрудничества 36 носят экономический характер. В рамках СНГ приняты и реализуются совместные планы развития химической и нефтехимической промышленности, автомобилестроения и машиностроения, что позволило значительно сблизить национальные промышленные политики", – заметил Нажимов.

К примеру, за 2015-2019 годы кооперационные поставки в обрабатывающей промышленности возросли более чем в полтора раза за счет увеличения товарооборота между странами Содружества – Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Сегодня всего 30% от торгуемых товаров – это кооперационные товары, которые встраиваются в дальнейшем в производство более глубокой переработки.

Важно отметить, добавил он, что сотрудничество в области промышленной кооперации осуществляется и в рамках таких международных организаций, как Союз по промышленному сотрудничеству Средиземноморья, Европейский Союз, АСЕАН и других.

"Вместе с тем, в инициируемой Комплексной программе предусматривается создание совместных кластеров по глубокой переработке сельхозпродукции, в области машиностроения, электротехники, приборостроения, легкой и пищевой промышленности, фармацевтики и других приоритетных отраслях", – подчеркнул эксперт.

Как отмечают эксперты, одна из самых острых проблем экономики Узбекистана – низкая конкурентоспособность местной продукции с высокой долей добавленной стоимости, что проявляется в низкой степени переработки местного сырья, недостаточном развитии высокотехнологичных производств, незначительных объемах экспорта высокотехнологичной продукции.

В этом контексте Узбекистан располагает высоким потенциалом создания системы кластеров в основных отраслях экономики на основе разработки кластерной политики.

Согласно официальным данным, на сегодняшний день во всех областях Узбекистана действуют 259 кластеров. По итогам первого полугодия этого года их объем промышленной продукции составил 4,8 триллионов сумов, что в 4,3 раза выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем экспорта составил 980,5 миллиардов сумов.

В целом принятие комплексной программы будет способствовать ускоренному развитию и модернизации промышленного производства, его технологическому обновлению, увеличению объемов производства и экспорту конкурентоспособной продукции, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, повышению уровня благосостояния и качество жизни населения стран Содружества.

Источник