Инициативы Президента Узбекистана вносят весомый вклад в поступательное развитие ШОС

4 июля состоялось одно из важнейших международных событий текущего года – Нью-Делийский саммит ШОС, на котором главы государств-членов Организации вновь подтвердили приверженность конструктивному диалогу и многостороннему сотрудничеству в решении актуальных проблем современности.

Выступление Президента Шавката Мирзиёева было весьма насыщенным, охватив широкий спектр вопросов, наиболее остро стоящих перед странами ШОС. Выдвинутые главой Узбекистана инициативы, имеющие исключительно практическую направленность, получили широкую поддержку лидеров стран ШОС и были созвучны с основными принципами «Шанхайского духа».

Столь проактивная и последовательная внешнеполитическая линия Узбекистана в рамках данного объединения направлена на формирование адекватного ответа на вызовы, с которыми сталкивается Организация, исходит исключительно из национальных интересов страны и всецело соответствует ключевым приоритетам развития ШОС.

В свою очередь продвижение большого количества инициатив свидетельствует о готовности нашей страны взять на себя ответственность в деле их детальной проработки и практического воплощения в жизнь.

Центральное место в докладе главы Узбекистана заняла идея о необходимости сохранения и усиления ведущей роли ШОС как эффективной международной структуры в решении наиболее актуальных вопросов региональной повестки.

В частности, отмечена важность проведения инвентаризации принятых соглашений и решений, аудита деятельности институтов и механизмов сотрудничества, ускорения выполнения договоренностей по модернизации Организации.

Подобный подход, безусловно, позволит перевести в практическую плоскость достигнутые ранее договоренности и принятые решения глав государств-членов, которые все еще ожидают своей реализации, и создаст благоприятные предпосылки для совершенствования деятельности постоянных органов ШОС.

Оставаясь приверженным укреплению многостороннего сотрудничества, лидер Узбекистана выдвинул чрезвычайно востребованную инициативу – разработать Кодекс добрососедства, доверия и трансграничного партнерства ШОС.

В условиях продолжающейся деградации и дисфункции международных институтов возникает объективная необходимость выстраивания конструктивного и доверительного диалога между государствами. В данном контексте предлагаемый Кодекс позволит повысить уровень сплоченности и взаимопонимания между странами в соответствии с ключевыми принципами ШОС.

С учетом высокой степени важности обеспечения стабильности и устойчивого развития Организации, красной нитью в докладе Президента Узбекистана, связывающей все сферы взаимодействия, проходят вопросы социально-экономического развития.

Следует отметить, что наличие огромного и далеко не полностью реализованного экономического потенциала ШОС создает благоприятные предпосылки для наращивания внутри-региональной торговли и промышленно-технологической кооперации. Для задействования неиспользованных возможностей Организации главой Узбекистана предложено проработать вопрос принятия Программы нового экономического диалога ШОС, которая позволит охватить наиболее перспективные отрасли индустрии.

Первоочередным фактором для активизации торгово-экономического взаимодействия является создание стабильной и эффективно функционирующей транспортно-логистической инфраструктуры. О перспективах сотрудничества в этом направлении в своих выступлениях подробно остановились лидеры Кыргызстана, Пакистана и других государств.

В данном контексте Узбекистан не стал исключением. Президент Шавкат Мирзиёев обозначил необходимость усиления транспортно-коммуникационной взаимосвязанности на пространстве ШОС.

Общеизвестно, что формирование современной разветвленной системы транспортно-транзитных маршрутов и проведение совместных мероприятий в данной сфере носят взаимовыгодный характер, а также направлены на решение задач, отвечающих интересам стран-участниц Организации.

В этой связи лидер Узбекистана выступил с конкретным предложением по углублению сотрудничества стран ШОС в этом направлении посредством разработки единой карты транспортной взаимосвязанности государств ШОС. Она позволит не только определить «узкие места» и «пробелы», но и наметить первоочередные меры и проекты для формирования общей, интегрированной транспортно-транзитной системы.

Ключевым условием для поддержания жизнеспособности транспортных маршрутов, безусловно, является обеспечение комплексной и неделимой безопасности. 

На современном этапе развития вызовы и угрозы на пространстве ШОС не только эволюционируют, но и усиливаются, приобретая все более новые формы.

Это особенно заметно на примере Афганистана, где тяжелая гуманитарная ситуация создает предпосылки для распространения экстремизма, радикализации, деструктивной идеологии, прежде всего среди молодежи. 

Государства-члены ШОС, будучи ближайшими соседями Афганистана, могут внести весомый вклад в стабилизацию обстановки в этой стране. Решение афганского вопроса требует консолидации общих усилий. И в данном контексте важную роль может сыграть возобновление совместной работы и консультаций в формате Контактной группы «ШОС – Афганистан», предложенное лидером Узбекистана.

В рамках своего выступления Президент Узбекистана также обратил внимание на важность интенсификации культурно-гуманитарного сотрудничества, обозначив в качестве приоритетного направления сферу туризма. Как известно, последствия пандемии нанесли серьезный ущерб туристической отрасти в мировом масштабе, что создает объективную необходимость для стимулирования взаимных турпотоков между странами объединения.

В этой связи главой нашего государства было инициировано проведение на базе Международного университета «Шелковый путь» в Самарканде совместной научно-практической конференции по развитию туриндустрии ШОС.

Тем не менее, культурно-гуманитарная составляющая не ограничивается вопросами туризма. Важным связующим фактором в рамках ШОС выступает повышение культурных и гуманитарных обменов между странами.

Прочную основу для взаимодействия государств-членов ШОС в данном направлении заложит предложенное Президентом Узбекистана внедрение практики формирования ежегодного Календаря интенсивного культурного обмена, включающего в себя проведение совместных выставок, концертов, театральных гастролей, форумов, кинофестивалей.

Особое место в выступлении Президента Узбекистана традиционно заняли вопросы «зеленой» повестки. Это крайне актуально, поскольку все страны ШОС разделяют озабоченность происходящими климатическими изменениями, которые несут серьезные риски для последующих поколений.

Несмотря на проводимую работу в данном направлении, существует острая необходимость более тесной координации и практического взаимодействия на площадке ШОС по вопросам адаптации к изменению климата, декарбонизации и внедрения «чистых» технологий. 

Важным подспорьем в этом отношении может послужить выдвинутая главой Узбекистана идея об учреждении Плана совместных действий по поддержке региональных экологических проектов и внедрению «зеленых» технологий.

Подытожив вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что озвученные инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева отчетливо демонстрируют, что наша страна продолжает принимать активное участие в формировании созидательной повестки и векторов модернизации ШОС, способствуя обеспечению стабильности и устойчивого развития обширного региона. 

В свою очередь практическая реализация предложений главы Узбекистана, бесспорно, придаст новые контуры и формы взаимодействию стран-членов ШОС, повысит уровень взаимосвязанности объединения и позволит дать достойный ответ на вновь возникающие вызовы современности.

Ведущие научные сотрудники ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан 

А.Сулиманов, Т.Курбанкличев

Источник