Консультативная встреча открыла новый этап регионального торгово-экономического сотрудничества

Состоявшаяся в г. Чолпон-Ата Кыргызской Республики четвертая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии открыла новую страницу в развитии пятистороннего партнерства и вывела региональное сотрудничество на практическую плоскость.

Характерной особенностью саммита стало то, что лидеры наших стран не ограничились подписанием Совместного заявления, а впервые вышли на этап принятия важных стратегических документов.

В этом ключе стоит отдельно отметить «Дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы, которая включила в себя ранее выдвинутые в предыдущих Консультативных встречах инициативы и предложения всех сторон. Это свидетельствует о серьезном прорыве в региональных отношениях и настроенности лидеров стран Центральной Азии к практической реализации идеи взаимосвязанности нашего региона.

Другим немаловажным документом является Концепция взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов. Документ консолидирует страны Центральной Азии в рамках выстраивания сотрудничества с международными и региональными организациями. Открывает новые перспективы для динамичного и устойчивого развития региона как единого целого.

При этом важно подчеркнуть, что основными целями и задачами Концепции является укрепление координации и усиление позиций государств региона во взаимоотношениях с внешними партнёрами, в том числе в рамках форматов «Центральная Азия+», а также определение приоритетных направлений регионального сотрудничества и развития, выработка и реализация новых подходов к ключевым вопросам сотрудничества.

Более того, знаковым событием стало принятие Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве стран Центральной Азии в XXI веке. По сути этот документ ознаменовал новую веху в деле устойчивого развития региона и будет консолидировать усилия стран Центральной Азии в обеспечении прочного мира и создании благоприятных условий для устойчивого и поступательного развития в регионе.

Важно отметить, что во всех этих документах именно сотрудничество в экономической сфере предопределено приоритетом, имеющим стратегический характер.

При этом наращивание общеэкономического потенциала региона предусматривается за счет придания динамики региональной торговле, инвестиционному сотрудничеству, развития промышленной кооперации, внедрения инноваций и цифровых технологий.

И это закономерно, поскольку именно эти сферы представляют интерес и являются драйверами экономического роста, играют ключевую роль в реализации потенциала региона Центральной Азии.

Здесь важно отметить, что благодаря твердой политической воле и общим усилиям лидеров государств Центральной Азии за последние годы удалось придать существенную динамику экономическому сотрудничеству и качественно повысить уровень регионального взаимодействия. Так, за 5 лет объёмы внутрирегионального товарооборота увеличились в два раза. Также динамично растет внерегиональная торговля стран Центральной Азии. Она выросла на 54% и составила 167 млрд. долл. Наши страны демонстрируют высокие темпы роста, составившие по итогам 2021 года в совокупности более 6%.

Не случайно Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении первым приоритетом сотрудничества обозначил экономическое измерение. При этом он подчеркнул, что «несмотря на положительную динамику потенциал торгово-экономического сотрудничества наших стран все еще остаётся нераскрытым. Сегодня на внутрирегиональную торговлю приходится по разным оценкам 5-10% от общего товарооборота стран региона».

С уверенностью можно сказать, что логическим продолжением продвижения общеэкономического сотрудничества станут выдвинутые Руководством Узбекистана ряд приоритетных экономических инициатив, в частности:

Во-первых, активное внедрение новых форм и механизмов стимулирования взаимной торговли посредством создания системы зон приграничной торговли с унифицированными правилами и упрощенными процедурами поставок товаров. Сегодня в условиях сбоя глобальных и региональных цепочек поставок продукции, ограничений технологических и инвестиционных возможностей из-за усиливающейся «санкционной войны», роста цен на сырье и полуфабрикаты взаимодействие в этом направлении становится очень важным.

Во-вторых, продвижение совместных проектов промышленной кооперации посредством выработки общих подходов к формированию Центральноазиатского пространства промышленной локализации и импортозамещения на основе национальных программ индустриального развития. Она позволит нашим бизнес-кругам создавать производства, используя конкурентные преимущества и фактор взаимной дополняемости экономик стран региона.

В-третьих, уделение особого внимания вопросам цифровизации отраслей экономики, что позволит снизить себестоимость и обеспечить конкурентоспособность продукции. Это также важно с точки зрения вхождения в мирохозяйственные связи в условиях динамичного развития цифровой экономики в мире. Так, по оценкам ЮНИДО в среднесрочной перспективе уровень цифровизации глобальной экономики превысит 40%. 

В-четвертых, широкое использование потенциала прямого межрегионального взаимодействия и запуск ежегодного Форума регионов Центральной Азии. Наращивание связей между регионами наших стран раскроет незадействованный экономический потенциал, создаст новые рабочие места и придаст импульс процессу взаимосвязанности.

В-пятых, создание единого благоприятного делового климата для повышения общей региональной инвестиционной привлекательности. Эти меры не только будут содействовать развитию внутрирегиональной инвестиционной деятельности, но и создадут условия для привлечения инвестиций внерегиональных стран.

Важно подчеркнуть, что озвученные предложения Узбекистана в рамках экономической повестки нашли поддержку лидеров стран ЦА. Более того, подписанное по итогам саммита Совместное заявление, в котором определены принципы, подходы и приоритеты дальнейшего расширения и углубления регионального сотрудничества, бесспорно придаст импульс экономическому сотрудничеству.

В документе главы государств выразили намерения приложить усилия для беспрепятственного функционирования глобальной цепочки поставок и обеспечения устойчивой торгово-экономической деятельности, создания товаропроводящей сети, центров приграничной торговли, реализации торгово-логистических проектов.

Важно отметить, что к настоящему времени между Узбекистаном и центральноазаиатскими странами уже достигнуты договоренности и реализуются такие проекты как Международный центр промышленной кооперации, узбекско-таджикские и узбекско-туркменские приграничные торговые зоны и центры логистики. В 2021 году были созданы Совместный инвестиционный фонд между Узбекистаном и Таджикистаном, а также узбекско-кыргызский фонд развития.

Эти новые формы экономического взаимодействия создают благоприятные условия для наращивания экономического и инвестиционного потенциала региона, а также будут способствовать формированию полноценного режима свободной торговли между странами Центральной Азии Между тем, совокупность достигнутых договоренностей полностью согласуется с принятыми странами ЦА на национальном уровне концептуальными документами двустороннего и многостороннего характера. Отвечают стратегическим и региональным интересам каждой страны.

Подытоживая, можно сказать, что состоявшаяся Консультативная встреча продемонстрировала с одной стороны высокую заинтересованность всех стран Центральной Азии к наращиванию совместных усилий, а с другой формирующуюся в регионе новую центральноазиатскую модель экономической взаимосвязанности, открывающую широкие перспективы сотрудничества.

Мурад Узаков

Руководитель отдела ИСМИ

 при Президенте Республики Узбекистан 

Источник