Новаторские изменения: влияние инициатив Президента Узбекистана на развитие транспортно-коммуникационных сетей ШОС

В ходе саммита ШОС в Нью-Дели 4 июля т.г. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своей речи выдвинул ряд важных инициатив по укреплению транспортно-коммуникационной взаимосвязанности на пространстве ШОС.

Комплексные меры, предложенные Президентом по совершенствованию транспортных и коммуникационных сетей, основаны на понимании сложной динамики региональной интеграции. Они направлены на устранение существующих барьеров и узких мест, а также закладывают основу для будущего роста и развития.

Так, дальнейшее развитие коридоров Север-Юг и Восток-Запад – два ключевых проекта, на которых останавливался глава нашего государства, направлены на совершенствование транспортно-коммуникационных сетей на пространстве ШОС. Их реализация позволит значительно облегчить перемещение товаров и людей между странами, будет способствовать расширению взаимосвязанности и экономическому росту.

Проект Север-Юг представляет собой мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Северную Европу с Южной Азией. Он предлагает более короткую и эффективную альтернативу традиционным морским путям, сокращая время и затраты в пути. Ожидается, что коридор будет стимулировать торговлю и инвестиции между Европой и Азией, принося пользу экономике обоих регионов.

С другой стороны, коридор Восток-Запад – это железнодорожный маршрут, соединяющий Китай с Европой через Центральную Азию и Кавказ. Коридор является частью глобальной китайской инициативы «Один пояс, один путь», цель которой заключается в создании сети торговых путей, соединяющих Азию с Европой и Африкой. Ожидается, что коридор облегчит перемещение товаров и людей, способствуя экономической интеграции и культурному обмену.

Одной из крупных инициатив, на которой остановился в своем выступлении Президент, является строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Этот маршрут, связав три страны, будет способствовать развитию коридора Восток-Запад, укрепляя тем самым взаимосвязь внутри региона ШОС.

Железная дорога облегчит перемещение широкой номенклатуры грузов по региону, стимулируя торгово-экономическое сотрудничество. Она также предоставит Кыргызстану и Узбекистану прямой и эффективный доступ к китайскому рынку, что может значительно улучшить их экономические перспективы и уверенно интегрироваться в мировую экономику.

Вместе с тем, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан – это не просто транспортный проект, это символ новой эры сотрудничества в регионе. Он воплощает в себе видение странами будущего, в котором границы являются не преградами, а мостами, соединяющими людей и экономики.

Инициативы узбекской стороны, озвученные на саммите в Нью-Дели, включают строительство Трансафганской железной дороги, которая, как ожидается, изменит правила игры для грузовых перевозок в рамках ШОС. 

Железная дорога, связывающая Узбекистан с Пакистаном через Афганистан, значительно улучшит межрегиональную связь. Обеспечит прямой и эффективный маршрут для перемещения товаров между Центральной и Южной Азией. Позволит Афганистану, стране, не имеющей выхода к морю, получить доступ к портам Пакистана. Это может значительно улучшить экономические перспективы Афганистана и способствовать его включению в региональную и глобальную экономику.

Трансафганская железная дорога также имеет важное геостратегическое значение. Она может служить символом сотрудничества и взаимного доверия между странами региона, укрепляя их приверженность мирному сосуществованию и общему процветанию.

Необходимо отметить, что по реализации двух этих проектов между заинтересованными странами уже достигнут консенсус и подписаны соответствующие договоренности. При активном участии узбекских специалистов проведены полевые исследования, созданы проектные офисы, разработаны предварительные ТЭО планируемых к строительству железнодорожных маршрутов. В Термезе на базе учебного центра ведется подготовка афганских железнодорожников. 

В контексте развития транспортных коридоров, Ш.Мирзиёев отметил важность мультимодальных перевозок. Это предполагает использование при доставке грузов различных видов транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный и морской. 

Значимую роль в развитии мультимодальных перевозок в регионе ШОС призваны сыграть порты Пакистана и Ирана. Они предлагают стратегический доступ к Аравийскому морю и Персидскому заливу, открывая ворота на мировые рынки. Кроме того, эти транспортные узлы хорошо связаны с автомобильными и железнодорожными сетями, что облегчает перемещение товаров в отдаленные районы региона.

Еще одним ключевым аспектом инициатив Президента Узбекистана в сфере транспорта и коммуникаций является реформа нормативно-правовой базы. Для полной реализации потенциала транспортных и коммуникационных сетей необходима благоприятная регуляторная среда. Это включает в себя упрощение таможенных процедур, гармонизацию технических стандартов и развитие конкуренции. Ожидается, что эти реформы снизят затраты, повысят эффективность и стимулируют инновации. 

Они также предполагают содействие сотрудничеству между различными заинтересованными сторонами и создание благоприятной среды для развития и расширения торговли и транспорта.

Одной из ключевых целей инициатив Президента является снижение транспортных расходов. Это имеет решающее значение для экономического роста страны, поскольку высокие транспортные расходы служат барьером для торговли и инвестиций.

В число инициатив Президента также входит создание в Узбекистане Межрегионального центра взаимосвязанности. Этот центр, координируя различные усилия и инициативы, будет играть решающую роль в повышении взаимосвязанности в обширном макрорегионе, способствовать реализации стратегии формирования интегрированной транзитно-транспортной системы.

Центр станет хабом для обмена информацией, опытом и налаживания сотрудничества между странами. Облегчит планирование и управление транспортными коридорами, развитие мультимодальных перевозок и снижение транспортных расходов.

Однако, создание этой системы требует согласованных усилий и инвестиций, преодоления существующих проблем, таких как неадекватная инфраструктура, высокие транспортные расходы и геополитическая напряженность. 

С другой стороны это открывает новые возможности в сфере внедрения цифровых технологий, мультимодальных перевозок и экологичного транспорта.

Важно принять комплексные меры для обеспечения успеха инициатив главы нашей страны, выдвинутых на прошедшем саммите ШОС. Они не только служат интересам Узбекистана, но и направлены на содействие региональной интеграции, экономическому росту и созданию бесшовной и эффективной транзитно-транспортной системы на пространстве ШОС.

Инициативы Узбекистана, направленные на оживление и преобразование транспортно-коммуникационных сетей Шанхайской организации сотрудничества, носят не только амбициозный, но и стратегический характер. Они представляют собой переход от традиционного геополитического мышления к более комплексному, совместному и ориентированному на будущее подходу. ШОС с ее обширным географическим охватом и разнообразным составом имеет уникальные возможности для воплощения этих изменений.

                                                                                               Алишер Кадыров

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник