Первый заместитель директора ИСМИ Акрамжон Неъматов: Стабильность и безопасность, формирование емкого взаимосвязанного рынка в Центральной Азии повышают интерес инвесторов к региону

Выступая на «круглом столе» на тему «Центральная Азия в условиях меняющегося мира: на пути к пятой юбилейной Консультативной встречи глав государств», первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана (ИСМИ) Акрамжон Неъматов отметил, что «мощный ресурсно-сырьевой, производственный и человеческий потенциал, устойчивая тенденция на региональную интеграцию, скоординированные действия государств Центральной Азии, открытость для международного сотрудничества, превращают Центральную Азию в самостоятельный и самодостаточный регион, пространство взаимовыгодного сотрудничества и здоровой конкуренции», сообщает корреспондент ИА «Дунё».

В Центральной Азии сохраняются высокие темпы экономического роста. По итогам 2022 года экономика региона выросла на 6%, что в 2 раза больше общемировых показателей, составивших всего 3%. При этом прогнозы роста хоть и стали сдержаннее, но тем не менее остаются одними из самых высоких в мире – не менее 5%.

При этом «стабильность и безопасность, формирование емкого взаимосвязанного рынка в Центральной Азии повышают интерес инвесторов к региону. В частности, с 2016-го по 2022 год доля инвестиций в Центральной Азии от общего объёма в мире повысилась с 1,6% до 2,8%, составив в 2022 году около 40 миллиардов долларов США. Совокупный накопленный объем ПИИ с 2000 года превысил 250 миллиардов долларов.

В то же время, как считает эксперт, нельзя останавливаться на достигнутом, важно продолжать работу и двигаться вперед, в полной мере задействовать потенциал регионального сотрудничества, особенно в таких направлениях, которые могут нести фундаментальные вызовы для стабильного и устойчивого развития Центральной Азии.

Во-первых, это вопросы демографии. В регионе наблюдается динамичный рост населения, которое сегодня достигло 79 миллионов человек, а к 2050 году превысит 90–110 миллионов. Это открывает большие возможности, но вместе с тем создает новые вызовы. Трудоспособная часть населения будет составлять к 2050 году 70% от ее общей численности. Уже сегодня средний возраст населения региона составляет 27 лет, при этом молодежь формирует весомую демографическую группу – около 60%.

Молодое поколение нуждается в социализации, образовании, рабочих местах, жилье и социальных благах, доступе к общественно-политическому участию. Важно проводить скоординированную региональную политику по этим вопросам, в том числе создавать общее образовательное пространство и общий рынок труда в Центральной Азии.

Во-вторых, нарастают проблемы, связанные с климатическим изменением, прежде всего с потеплением. За последние 30 лет темпы роста температуры в нашем регионе превышают общемировые в 2 раза. Это приводит к дефициту водных ресурсов. По оценкам, к 2040 году обеспеченность водой на человека в регионе может снизиться на 25%.

Ускоряются темпы деградации земель, участились природные катаклизмы – засухи, оползни, наводнения, песчаные бури.

Согласно прогнозам Всемирного банка, без эффективных мер климатической адаптации к 2050 году совокупный рост ВВП центральноазиатских стран может снизиться на 11%, а урожайность – на 30%. Это все приводит к усилению процессов климатической миграции в Центральной Азии, которая к 2050 году может достигнуть 2,4 миллиона человек.

В-третьих, усиливается протекционизм. Крупные страны возводят множественные барьеры и препятствия. На сегодняшний день принято более 30 тысяч протекционистских мер и лишь около 7 тыс. мер по либерализации торговли. Таким образом отдельные государства ограничивают доступ на свои рынки, к финансовым ресурсам, что снижает потенциал экономического роста региона.

Более того, широкое применение санкций приводит к разрыву товарно-производственных и транспортно-логистических цепочек.

Совокупность этих тенденций вызывают рост цен на энергоресурсы, продовольствие, комплектующие, провоцируют инфляцию и, как следствие, спад спроса на продукцию, объемов производства. В результате растут безработица и социальная напряженность.

Поэтому нам сегодня важно совместно наращивать торгово-экономические связи, повышать конкурентоспособность региона, его устойчивость перед внешними шоками, эффективно интегрировать в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может создать действенную экономическую «подушку безопасности».

В этой связи хотел бы перечислить несколько на мой взгляд ряд важных задач, на которых нам следует сосредоточить общие усилия.

Первое. Необходимо создавать емкий взаимосвязанный рынок, углублять торговые связи, развивать промышленную кооперацию и импортозамещение, используя конкурентные преимущества и взаимодополняемость экономик наших стран. Для этого важно обеспечить полноценное функционирование режима свободной торговли, поддерживать трансграничное передвижение товаров, услуг и капитала путем устранения излишних бюрократических процессов и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере оказания таможенных, логистических услуг, экспортно-импортных операций.

Второе. Принципиально важно реализовать перспективные взаимовыгодные транспортно-коммуникационные и логистические проекты. Это становится все более востребованным по мере роста поставок на Восток, поиска новых путей выхода на рынки Китая, Индии, Персидского залива и Европы.

В этом плане регион может и уже предлагает интересные варианты развития взаимосвязанности и в рамках коридора Север–Юг, Транскаспийского маршрута и в рамках проектов с выходом на Южную Азию через Афганистан.

Также необходимо уделить приоритетное значение развитию цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

Третье.  Следует проводить согласованную политику по митигации и адаптации к новым природно-климатическим условиям на основе принципов интегрированного управления, междисциплинарного и межотраслевого взаимодействия, инклюзивного партнёрства государства, общества и бизнеса. Надо принимать всеобъемлющие документы, вырабатывать общие подходы и стандарты, обеспечивающие эффективное взаимодействие стран региона в вопросах реагирования на изменения климата, а также консолидировать усилия в привлечении климатического финансирования.

Четвертое. Важно объединить усилия по обеспечению продовольственной безопасности. Для этого необходимы либерализация региональной торговли продовольственными товарами, отказ от политики «продовольственного национализма и протекционизма». Также нужно сосредоточиться на реализации агропромышленной кооперации, разработке программ совместного выращивания и переработки сельскохозяйственных культур с учетом конкурентных преимуществ государств региона.

Сегодня особенно необходимы новые подходы в таких направлениях, как формирование устойчивых схем производства продовольственных товаров и оптимальных цепочек их доставки, гармонизация технических регламентов для роста внутрирегиональной торговли, создание целостной системы мониторинга продовольственной безопасности в Центральной Азии.

Пятое. Необходимо повысить эффективность совместных действий в сфере противодействия угрозам региональной безопасности, в первую очередь религиозному экстремизму и терроризму, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, торговле людьми, преступности в киберпространстве.

В этих целях важно институционализировать региональный диалог по безопасности.

«При этом, ключевым императивом общерегиональной политики должны оставаться открытость Центральной Азии миру, её конструктивное взаимодействие с внешними силами. Это оптимальная формула, которая отвечает, как интересам самих стран Центральной Азии, так и наших зарубежных партнеров. Это станет также важнейшим условием обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии» - заключил эксперт.

Источник