Политический диалог — это прежде всего способность государств обеспечивать конструктивное и прагматичное взаимодействие

Об этом заявил первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистана Акрамжон Неъматов, модерируя сессию «Узбекистан-Казахстан: политический диалог в условиях современных глобальных и региональных тенденций» в рамках международной конференции на тему «Узбекистан и Казахстан. Перспективы развития стратегического партнёрства и союзничества».

В организованном ИСМИ совместно с МИЦА при партнёрстве КИСИ мероприятии приняли участие руководители внешнеполитических ведомств Узбекистана и Казахстана, Института внешнеполитических исследований при МИД РК, Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, представители дипломатического корпуса, эксперты «мозговых центров» двух стран.

Представитель ИСМИ отметил, что в современном мире политический диалог — это прежде всего способность государств обеспечивать конструктивное и прагматичное взаимодействие, направленное на эффективное согласование интересов и мирный поиск взаимоприемлемых решений по всем аспектам межгосударственного сотрудничества.

По сути, как считает А.Неъматов, это способность находить компромиссы, в т.ч. по наиболее острым вопросам на основе взаимного доверия, уважения и учёта интересов друг друга в интересах общего устойчивого развития. Политический диалог – это главное условие эффективной внешней политики, позволяющей обеспечивать мирное сосуществование народов.

В этом плане, как подчеркнул представитель ИСМИ, Узбекистан и Казахстан добились высокого уровня политического диалога. Об этом, по его словам, свидетельствуют исторические договорённости, достигнутые в ходе государственного визита президента Республики Казахстан, уважаемого Касым-Жомарт Кемелевича Токаева в Узбекистан. 

Это прежде всего подписание Договора о союзнических отношениях. Безусловно, как считает эксперт, вывод отношений на союзнический уровень стал возможным благодаря тесному политическому диалогу, который в последнее время обрёл ещё более многоуровневый и всеобъемлющий характер. Его движущей силой несомненно являются особо доверительные, теплые и дружеские отношения между лидерами наших стран. Только в этом году они встречались 12 раз – как в очном, так и онлайн форматах. 

Другим важным документом стал Договор о демаркации государственной границы. Это первый пример полного урегулирования пограничных вопросов Узбекистана с соседями и тоже результат достигнутого высокого уровня политического диалога, основанного на глубоком взаимном доверии. 

Как отметил Акрамжон Неъматов, вышеуказанные договоренности отвечают жизненно важным и долгосрочным национальным интересам двух государств, они, как было уже отмечено, отражают твердую политическую волю сторон придать устойчивый, необратимый характер процессу всестороннего развития узбекско-казахских отношений. Это и свидетельство новой динамики межгосударственных отношений 
в регионе, основанных на добрососедстве, дружбе и стремлении к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству.

По мнению эксперта ИСМИ, ставка на политический диалог, исключающей конфронтационное решение общих вопросов, это, с одной стороны, проявление высокой политической культуры общения между узбекским и казахским народами, объединёнными единой культурно-исторической судьбой, с другой - это свидетельство зрелости политических систем и элит, осознание высокой ответственности за укрепление многовековых уз дружбы и добрососедства двух братских народов.

Акрамжон Неъматов указал на то, что политический диалог особенно востребован в современных реалиях. Сегодня мир испытывает дефицит доверия и диалога, вследствие которого противоречия между государствами ведут к обострению конфликтов, дестабилизации финансовых, продовольственных, энергетических рынков.

Однако, эксперт подчеркнул, что прогнозы ведущих «мозговых» центров являются неутешительными. Кризисные явления в мировой политики и экономике сохранятся, снижая эффективность многостороннего сотрудничества и подрывая архитектуру глобальной безопасности. 

Вышеуказанные тенденции не могут не повлиять на центральноазиатский регион. На них наслаиваются вызовы, связанные с изменением климата, нестабильной ситуацией в Афганистане. Все это требует сегодня нашей сплочённости, всестороннего углубления политического диалога. 

Подводя итоги сессии, Акрамжон Неъматов, констатировал общий вывод: сегодня политический диалог между Узбекистаном и Казахстаном обретает большую глубину и широту. Он становится многоуровневым, многоплановым, осуществляется на всех уровнях государственной власти и управления, в него все более активно вовлекаются субъекты гражданского общества, частного сектора. Углубляется повестка диалога, усиливая стратегические взаимодействие в сферах энергетики, транспорта, логистики, продовольственной, экологической, водной безопасности. 

Создание таких механизмов как Межгосударственный и Межпарламентский советы – это новый этап институционализации политического диалога, стремление придать устойчивый характер поступательному развитию узбекско-казахских отношений. 

Завершая свое модераторство Акрамжон Нъематов обратил внимание участников мероприятия на то, что итоги узбекско-казахского саммита еще раз подтвердили важность укрепления политического диалога, которое будет оставаться генеральной линией межгосударственного общения в регионе. Его содержание будут определять такие принципы как взаимное доверие, взаимный учёт и уважение интересов друг друга, поиск взаимных компромиссов во имя мира и всеобщего процветания.

Источник