Президент Узбекистана предложил ЕАЭС совместно совершенствовать транспортные коммуникации и логистическую инфраструктуру

Развитие транспортных коммуникаций стало одной из центральных тем повестки состоявшегося в онлайн режиме 14 октября т.г. заседания Высшего евразийского экономического совета. Выступая на нём в статусе главы государства-наблюдателя Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил совместно совершенствовать транспортные коммуникации и логистическую инфраструктуру в евразийском пространстве.

Учитывая геостратегическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, Узбекистан придаёт особое значение активизации регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере. Глава нашего государства, придавая стратегическую значимость развитию данной отрасли, предпринимает комплексные меры, направленные на развитие её инфраструктуры на национальном и региональном уровнях, а также ведёт последовательную работу по интеграции страны в международную транспортную систему.

Именно поэтому Узбекистан рассматривает ЕАЭС в качестве перспективной площадки для наращивания взаимодействия в сфере транспорта и логистики. И это неслучайно, поскольку модернизация экономики, растущий экспортный потенциал Узбекистана и необходимость расширения рынков сбыта отечественной продукции требуют принятия постоянных мер по созданию благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых маршрутов, формированию альтернативных, максимально эффективных транзитных коридоров, обеспечивающих выход экспортной продукции Узбекистана на международные рынки.

В этом ключе необходимо отметить, что в последние годы под руководством Президента Шавката Мирзиёева реализуется комплекс мер по повышению транспортно-логистического потенциала страны и укреплению институциональной основы и нормативно-правовой базы данной отрасли. Так, в рамках реализации «Комплексной программы совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы» проводится системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договорённостей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Республики Узбекистан в сопредельных странах.

Наряду с этим в 2019 году была утверждена «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», первый документ долгосрочного характера, который определил основные направления единой национальной транспортной политики на долгосрочную перспективу.

Важно подчеркнуть, что озвученная лидером Узбекистана инициатива о необходимости дальнейшего совершенствования сети евразийских транспортных коммуникаций в полной мере коррелируется с видением наших партнёров в Центральной, Южной Азии, СНГ, ЕАЭС и ШОС, которые также активизировали усилия по наращиванию своих транспортных возможностей международного значения. Самое главное, есть общее понимание и стремление сообща интегрировать национальные транспортные коридоры в общую систему евразийских коммуникаций, что будет способствовать экономическому росту стран в ближайшие годы и десятилетия.

Для Узбекистана, который в силу географических факторов отдалён от международных морских путей, затраты на транспортировку экспортных и импортных грузов становятся критически важным фактором конкурентоспособности. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров. Для решения данной проблемы требуется консолидация усилий по совершенствованию развития транзитного потенциала и увеличения транспортной составляющей в национальных экономиках с участием стран ЕАЭС.

В этих условиях развитие транспортных коридоров с использованием транзитного потенциала Узбекистана, в том числе по маршрутам Север-Юг и Запад-Восток, обретает особое значение. На сегодняшний день через Центральную Азию прокладывается ряд международных транспортных проектов.

В целом формирование общими усилиями на евразийском пространстве разветвлённой транспортно-коммуникационной системы позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал региона и будет иметь мультипликативный эффект для устойчивого развития всех вовлечённых государств-участниц. Ярким примером такого взаимодействия, несомненно, станет запуск с ноября текущего года уникального совместного узбекско-казахско-российского пилотного проекта «Агроэкспресс», нацеленного на обеспечение быстрой доставки востребованных товаров железнодорожным транспортом по маршруту Москва – Ташкент. Такая консолидация усилий по укреплению и расширению сотрудничества в транспортной сфере способствует свободному перемещению товаров и следовательно улучшению условий и качества жизни населения.

Улугбек Дадажанов.
Главный научный сотрудник Института стратегических
и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Источник