Узбекистан и Германия готовы наращивать сотрудничество

2-3 мая текущего года состоится официальный визит Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева в Федеративную Республику Германия, который, несомненно, станет знаменательным событием в отношениях двух стран. Итоги визита внесут важный вклад в укрепление политического диалога и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, вышедшего в последние годы на траекторию поступательного роста.

Символично, что визит станет первой после конституционного референдума зарубежной поездкой главы нашего государства и пройдет на фоне запуска процесса фундаментальной трансформации политической системы страны, взявшей уверенный курс на дальнейшее развитие основ демократического правового государства с социально-ориентированной рыночной экономикой и со светским общественно-политическим устройством. 

Сегодня Германия является одним из ключевых, проверенных временем, надёжных партнеров Узбекистана. Именно ФРГ, в числе первых признавшая независимость нашей страны, на протяжении 30 лет оказывает действенную поддержку в устойчивом развитии и укреплении суверенитета Узбекистана. Новая положительная динамика в отношениях двух стран сегодня набирает стремительные обороты, охватывая с каждым годом все новые области сотрудничества. В их числе вопросы безопасности, торгово-экономического взаимодействия, демократических реформ, охраны окружающей среды, науки и образования, культуры, туризма и устойчивого развития Центральной Азии. 

Безусловно, это стало возможным благодаря, прежде всего, интенсивному и доверительному политическому диалогу на высшем уровне, который с каждым годом обретает всеобъемлющий характер. Официальный визит Президента Шавката Мирзиёева в Германию в 2019 году фактически перезапустил отношения после долгого периода стагнации. В свою очередь, ответный визит Федерального президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера в Узбекистан придал качественно новую динамику взаимодействию двух стран. Конструктивный диалог на высшем уровне продолжался и в условиях пандемии в 2020-2021 гг., когда состоялись 4 телефонных разговора и 1 онлайн-саммит с Президентом и Канцлером ФРГ. 

Ключевым драйвером всестороннего сотрудничества выступает развивающаяся институциональная база, включающая деятельность совместных межправительственных рабочих групп по торговле и инвестициям, сельскому хозяйству, Германо-Узбекского делового совета, Межпарламентской группы дружбы и Смешанной комиссии по культурному сотрудничеству. Более того, взаимодействие наполняется все новым содержанием, налаживаются побратимские связи между городами Ташкент и Берлин, Бухара и Бонн, расширяется межвузовское партнерство. 

Поддержание и наращивание взаимовыгодного сотрудничества с Германией входит в число ключевых внешнеполитических приоритетов Узбекистана. Реализуемая Стратегия развития Нового Узбекистана и конституционная реформа открывают новые перспективы для углубления и расширения узбекско-германских отношений. 

Первое, это развитие сотрудничества в области демократических реформ, укрепления основ социального государства, рыночной экономики.

В последние годы в Узбекистане в корне пересмотрены принципы деятельности государственных органов, произошел фундаментальный поворот в сторону демократического развития. Сегодня страна существенно продвинулась в децентрализации государственного управления и либерализации экономики, обеспечении транспарентности в деятельности органов государственной власти, усилении участия граждан в делах общества и государства. 

Конституционная реформа придаст этому процессу необратимый характер. Развитие демократических институтов, государственного управления и судебно-правовой системы, повышение ответственности всех ветвей государственной власти за обеспечение чести и достоинства человека, его основных прав и свобод закрепляются в качестве задачи конституционного ранга.

Здесь большой интерес представляет опыт Германии, добившейся значительных успехов в указанных областях. 

Сегодня Берлин высоко оценивает и всецело поддерживает преобразования в Узбекистане. Так, в ходе состоявшейся 28 апреля т.г. конференции «Узбекистан-Германия: новые горизонты сотрудничества» посол Германии в Узбекистане Тило Клиннер отметил, что «мы становимся свидетелями калейдоскопа невиданных ранее изменений в Новом Узбекистане, и визит Президента Шавката Мирзиёева в ФРГ придаст мощный толчок узбекско-немецким отношениям, переживающим беспрецедентный подъем». С его слов, имеется большой потенциал для сотрудничества в области административной реформы, развития парламентаризма, усиления судебной власти, что станет важным вкладом в практическую реализацию конституционной реформы.

Следует отметить, что такое сотрудничество уже ведется. Благодаря содействию политических фондов имени Конрада Аденауэра, Фридриха Эберта и Ханса Зайделя осуществляется успешное взаимодействие партнёрских организаций Узбекистана и Германии, реализуются десятки совместных проектов в сфере обеспечения независимости СМИ, гендерного равенства, прав и свобод граждан, ставших важнейшей частью проводимых в нашей стране реформ.

Второе, в Узбекистане заинтересованы в активизации диалога и практического взаимодействия в деле формирования социально-ориентированной рыночной экономики и её диверсификации. 

Сегодня наша страна уверено и бесповоротно взяла курс на либерализацию экономики, финансово-банковской сферы, активную поддержку малого и среднего бизнеса, усиление социальной защиты населения. Благодаря этому Узбекистан с почти 40-миллионным населением трансформируется в центр экономической активности. Последние несколько лет подряд республика демонстрирует устойчивые темпы роста экономики, варьирующиеся в пределах 5-6%. При этом Всемирный банк прогнозирует, что среднегодовые темпы роста ВВП страны до 2030 года будут сохраняться на уровне 6-7%.

Узбекистан все больше закрепляет за собой статус государства с наиболее диверсифицированной и устойчиво развивающейся экономикой в регионе. Только в 2022 г. было создано около 100 тыс. новых предприятий в различных отраслях экономики, объем иностранных инвестиций достиг 10 миллиардов долларов, что в 3 раза больше, чем в 2017 году. Около 1 миллиона жителей выведены за черту бедности - ее уровень сократился до 14%, хотя в начале реформ этот показатель превышал 30%.

Это признают и немецкие партнеры. Так, на вышеупомянутой конференции региональный директор Восточного комитета немецкой экономики Э.Кинсбрунер подчеркнул, что «начатые в 2017 г. реформы оказались не мимолетным явлением, а представляют собой долгосрочный тренд на обновление всего государства, экономики и общества. Поэтому интерес Германии к сотрудничеству с Узбекистаном огромен, а готовность бизнеса ФРГ, заинтересованного в диверсификации внешнеэкономических связей, к наращиванию взаимодействия будет только усиливаться. Уже сегодня экономические отношения Узбекистана и Германии находятся на своем историческом пике. Экспорт увеличился на 130%, импорт – на 55%, только в этом году проведено два бизнес-форума, по итогам которых подписан солидный пакет соглашений».

Действительно, благоприятный бизнес-климат, демократические реформы в Узбекистане, миролюбивая и добрососедская политика Ташкента в Центральной Азии способствовали углублению экономических связей между Узбекистаном и Германией. Впервые за 30 лет товарооборот между Узбекистаном и Германией превысил один миллиард долларов, увеличившись только за последние шесть лет в два раза. 

Узбекистан рассматривает Германию как образцовый пример успешно развитой индустриально-промышленной страны с социально-ориентированной рыночной экономикой. Нынешние достижения ФРГ – превращение её в мирового лидера в ряде промышленных и технологических секторов экономики, высокие темпы экономического роста, безусловно, являются результатом длительной и кропотливой работы немецкого народа.

Этим и объясняется интерес Узбекистана к продвижению совместных проектов кооперации с ведущими немецкими компаниями и банками в сфере торговли, инвестиций, высоких технологий, промышленности, сельского хозяйства и других отраслях. 

Отрадно отметить, что интерес немецкого бизнеса к Узбекистану носит взаимный характер и устойчиво растет, за последние шесть лет в два раза увеличилось количество предприятий с участием немецкого капитала – с 120 до 219, узбекский рынок осваивают такие крупные флагманские компании, как Siemens, BASF, Thyssen Group, Roland Berger, Adidas Group, Papenburg, Falk Porsche. В результате уже сегодня объём освоенных немецких инвестиций увеличился в два раза – с 700 млн. до беспрецедентных в наших отношениях 1,5 млрд. долларов, которые направляются в такие базовые отрасли узбекской экономики, как горнорудная, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, сельское хозяйство, энергетика, транспорт.  

Налажен и развивается энергетический диалог, поддерживаются регулярные контакты с Немецким агентством по энергетике, ведётся сотрудничество с немецкими компаниями, в том числе с Siemens Energy, Viessman и другими предприятиями, по строительству электростанций на основе ВИЭ, подготовке кадров в области внедрения альтернативной энергетики, энергоэффективности. Запланированы масштабные проекты в области модернизации системы канализации и водоснабжения, развития транспортно-логистической инфраструктуры, сельского хозяйства и животноводства.

Между тем и Узбекистан открывает для себя обширный немецкий рынок. По итогам 2022 г. экспорт узбекских товаров впервые показал рекордные результаты - 88,9 млн долл. При этом, договорённости, достигнутые в ходе 7-го заседания Узбекско-германского делового совета в феврале-марте т.г. в Берлине, позволят увеличить данный показатель в 4 раза. Основными статьями экспорта являются промышленные товары, плодоовощная, текстильная и химическая продукция. Германия, признавая высокую динамику реформ и перспективы развития Узбекистана, увеличивает финансово-техническое содействие, объем которого в 2022 г. составил 650 миллионов долларов.

Третье, для современного Узбекистана, который располагает огромным демографическим потенциалом, большой интерес представляет сотрудничество в сфере профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В этой связи в стране со средним возрастом населения ниже 30 лет в новой редакции Конституции Узбекистана уделяется особое внимание получению качественного образования. Только за последние 7 лет охват высшим образованием доведен с 9 % до 38%, количество вузов выросло с 70 до более 200, открываются зарубежные университеты. Наращивание взаимодействия в этой области позволит немецкой стороне восполнить дефицит в квалифицированной рабочей силе, который испытывает экономика Германии. 

Более того, с учетом передового опыта Германии в области альтернативной энергетики, а также цели Узбекистана довести к 2030 году долю ВИЭ до 30% в энергобалансе страны в республике растет интерес к сотрудничеству в области продвижения «зеленой» повестки, а также внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий.   

В этом направлении у двух стран есть хороший задел для совместного тесного взаимодействия. Как отмечает директор проектов Немецкого агентства по энергетике Елена Мецгер, в Узбекистане огромный потенциал в сфере солнечной энергетики и биогаза, использования тепловых насосов в агропромышленном комплексе, Германия готова содействовать во внедрении зеленых технологий и подготовке кадров для этой сферы. 

Узбекистан, наряду с устойчивым экономическим ростом и значительным человеческим потенциалом, обладает мощной ресурсно-сырьевой базой, что создает необходимые условия для развития промышленной кооперации на инновационно-технологической основе. В Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, сконцентрированы от 5 до 40% запасов таких критических материалов, как марганцевая руда, хром, свинец, цинк, титан, медь, кобальт и молибден, востребованность в которых в условиях перехода на «зеленую» и цифровую экономику с каждым годом возрастает.

Четвертое, укрепление и развитие дружественных отношений с соседними государствами на основе сотрудничества и взаимной поддержки, проведение миролюбивой внешней политики обозначены важным направлением в новой Конституции. 

В этой связи Узбекистан заинтересован в углублении двустороннего диалога с Германией, так как наши страны имеют потенциал для совместного решения ключевых вопросов региональной безопасности. Ташкент и Берлин занимают совпадающие или близкие позиции по многим актуальным проблемам современности. Германия всецело поддерживает политику добрососедства Узбекистана в ЦА, содействует созданию условий для углубления интеграции и мирного сосуществования стран региона. 

Созидательная региональная политика Узбекистана получила поддержку всех соседних государств, благодаря чему центральноазиатский регион даже в условиях высокой турбулентности в мире остается пространством дружбы, доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня регион более консолидирован, устойчив перед внутренними и внешними вызовами. 

Важной платформой для расширения сотрудничества стран региона стал созданный в 2018 г. механизм проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. За короткое время данный формат стал эффективной площадкой доверительного конструктивного обсуждения и согласованного решения общих проблем стран Центральной Азии.

Нельзя не отметить, что государства региона обладают широким потенциалом роста. С 2000 годов совокупный ВВП государств региона вырос с 46 млрд. до 397 млрд. по итогам 2022 года, фиксируя ежегодный рост в 6,2%, что выше показателя темпов среднего роста мирового ВВП за эти годы, составившего 2,6%. За последние шесть лет совокупный внешнеторговый оборот ЦА вырос в 2 раза, преодолев отметку в 200 млрд. долл., на 45% увеличился приток прямых иностранных инвестиций в регион, достигнув в 2022 году 40 млрд. долл.

Благодаря скоординированному взаимодействию между странами Центральной Азии Генеральной ассамблеей ООН с 2016 г. поддержано 18 резолюций, направленных на объединение усилий международного сообщества в деле обеспечения устойчивого развития региона.

Вместе с тем, поддерживая открытое и конструктивное сотрудничество в Центральной Азии, Берлин заинтересован в стабильности и устойчивом развитии региона, включении государств ЦА в мирохозяйственные связи и выступает за активизацию общеевропейской политики в данном регионе. 

Именно Германия стала инициатором принятой в 2007 году и обновлённой в 2019 году Стратегии Европейского Союза по Центральной Азии, а также именно она стояла у истоков разработки новой инициативы Евросоюза «Global Gateway», в которой центральноазиатскому региону отводится ключевое место.

В результате наблюдается активизация и укрепление контактов между руководством ЕС и лидерами стран Центральной Азии за последние годы. В 2022 году формат «Центральная Азия – ЕС», запущенный в 2008 году, выведен на уровень глав государств. На регулярной основе проводятся встречи глав внешнеполитических ведомств, а также Диалог высокого уровня «ЕС-ЦА» по вопросам политики и безопасности. 

Важным событием в развитии взаимодействия между Евросоюзом и Центральной Азией стало проведение 18 ноября 2022 года в Самарканде первой конференции по взаимосвязанности «ЕС-Центральная Азия»: Глобальные ворота для устойчивого развития». Стороны договорились принять совместные меры по инфраструктурному развитию государств ЦА, укреплению их взаимосвязанности и интеграции в международные производственно-логистические цепочки и транспортные коридоры.

Сегодня сами страны региона выражают заинтересованность в наращивании сотрудничества с ФРГ. Это позволит в полной мере реализовать ресурсно-сырьевой, производственный, транспортно-логистический и интеллектуальный потенциал ЦА, интегрировать регион в глобальные цепочки добавленной стоимости, укрепить региональную субъектность в качестве важного фактора обеспечения устойчивого развития, безопасности и стабильности не только в Центральной Азии, но и далеко за его пределами. 

Другим приоритетом взаимодействия является углубление взаимодействия в отношении Афганистана, от мирного и устойчивого развития которого зависят стабильность не только сопредельных стран, но и глобальная безопасность. Сегодня гуманитарная и социально-экономическая ситуация в этой стране усугубляется, создает питательную почву для роста угроз терроризма и организованной преступности.

Для устранения социального базиса терроризма необходимо координировать усилия в деле социально-экономического восстановления Афганистана. При этом следует уделить особое внимание подготовке новых квалифицированных кадров для Афганистана в тех сферах, которые могут стать драйверами развития его экономики. Это будет способствовать интеграции Афганистана в ЦА, вставшей на путь демократического светского развития, рыночной экономики, и в долгосрочном плане стабилизации ситуации в этой стране.

Следует отметить, что только через скоординированный диалог с новыми властями Афганистана, в том числе по вопросам обеспечения прав человека, социально-экономического содействия, вовлечения в региональные экономические связи, можно создать необходимые условия для возвращения этой страны на рельсы устойчивого мирного развития.

В целом, современное состояние взаимоотношений между Узбекистаном и Германией показывает обоюдное стремление к наращиванию сотрудничества и партнерского взаимодействия. Для нашей страны отношения с Берлином в настоящее время и в будущем остаются важнейшим направлением внешнеполитической стратегии. Очевидно, что у обеих сторон есть четкие ориентиры и приоритеты взаимодействия, понимание востребованности друг друга. И сегодня есть основания полагать, что всеобъемлющий диалог Узбекистана с ФРГ по итогам предстоящего визита на высшем уровне переходит в новую качественную стадию, более тесную и адресную кооперацию по важнейшим направлениям не только на двусторонней основе, но и на уровне государств Центральной Азии и Евросоюза.

Шахноза Кадырова,

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник