Укрепление транспортной взаимосвязанности между государствами Тюркского совета поспособствует возрождению Великого шёлкового пути

 Об этом сообщил ведущий научный сотрудник ИСМИ Азиз Каримов в ходе видеоконференции на тему «Перспективы развития взаимодействия между странами ССТГ в новых условиях».

По словам эксперта, транспортно-коммуникационная сфера является одним из самых перспективных и многообещающих направлений сотрудничества для государств-членов Совета сотрудничества тюрко-язычных государств. Учитывая данный факт, в ходе неформального саммита глав государств ССТГ, Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев уделил этому вопросу особое внимание.

В частности, глава нашей страны призвал эффективнее использовать стратегически важный транспортно-транзитный потенциал региона, развивать транспортные коридоры по территории Центральной Азии с целью расширения доступа к глобальным рынкам в Азии, а также маршруты, ведущие к европейским рынкам через Азербайджан и Турцию. В этих целях он отметил необходимость совместного осуществления крупных проектов по расширению логистической инфраструктуры.

Повышенное внимание лидера Узбекистана вопросам укрепления транспортно-коммуникационной взаимосвязанности естественно. Востребованность сотрудничества в данном направлении обуславливает целый ряд взаимосвязанных факторов.

Во-первых, создание высокоразвитых, разветвлённых и устойчивых транспортных сетей имеют жизненно важное значение для усиления региональной экономической интеграции, увеличения конкурентоспособности экономик тюркоязычных стран, обеспечения их устойчивого роста и повышения инвестиционной привлекательности всех государств-членов Тюркского совета. Это также укрепит их позиции в системе международной торговли и формирующейся новой модели глобальных цепочек поставок.

Во-вторых, тюркоязычные государства находятся в самом сердце обширного региона Евразии и обеспечивают торговые перекрестки, связывающие Запад с Востоком. В этой связи, расширение транзитного потенциала «Транскаспийского» коридора, соединяющего регион Центральной Азии с Южным Кавказом и Турцией, поспособствует возрождению «Великого шёлкового пути».

Благодаря этому, все государства Тюркского Совета приобретут возможность активного участия в международном транзите товаров. В этом контексте обращает на себя внимание объём совокупного товарооборота стран Европы с Китаем, который, по итогам 2020 года достигло, около 600 миллиардов долларов.

В-третьих, «Транскаспийский» международный транспортный коридор – самый кратчайший торговый маршрут между Европой и Азией, соединяющий Восток с Западом. Так, для доставки контейнерного судна из КНР в Европу требуется 40 дней, а перевозка по действующей железной дороге «Баку – Тбилиси – Карс» занимает около 15 дней. Данный фактор делает транскаспийское транзитное направление ещё более конкурентоспособным.

В-четвёртых, в случае успешной реализации транспортных коридоров, таких как «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», «Ляпис – Лазурит» значительно повысится транзитный потенциал тюркоязычных государств.
Вследствие чего, Центральноазиатские страны превратятся в естественный наземный мост, способный соединить Турцию и Азербайджана с южноазиатским регионом и Китаем. При этом сегодня территория Турции и Азербайджана уже становится важным сухопутным коридором для Центральной Азии. В частности, использование центральноазиатскими странами транзитного потенциала железной дороги «Баку – Тбилиси – Карс» обеспечивает им кратчайший доступ к европейскому рынку.

Самое главное, реализация указанных инициатив значительно повысит уровень торгово-экономических связей между братскими странами. Как известно, за последние годы общий объём товарооборота межу членами Тюркского Совета увеличился на 40%. Сегодня эти показатели ежегодно превышают 16 миллиардов долларов. Как видно, это ещё не отражает весь потенциал сотрудничества и стратегические возможности государств «тюркской семьи». Узбекистан считает востребованной интенсификацию торгово-экономических обменов для восстановления экономик тюркских стран, пострадавших от последствий эпидемиологического кризиса.

Ещё одним закономерным следствием выстраивания устойчивой системы транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, несомненно, станет усиление промышленной кооперации между тюрко-язычными странами. В частности, страны могли бы увеличить количество совместных предприятий для производства и экспорта продукции под общим брендом в третьи страны.

Все эти факторы в совокупности подчёркивают, что в дальнейшем развитии транспортно-коммуникационного сотрудничества заинтересованы без исключения все государства-члены Тюркского Совета. С учётом этого, можно без преувеличения сказать, что практическое воплощение инициатив Президента Узбекистана в транспортной сфере служит интересам повышения потенциала транзитных возможностей всех государства Тюркского Совета и обеспечения их глубокой интеграции в современную систему глобальной экономики.

В онлайн-диалоге, организованном 1 апреля Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, приняли участие заместитель Генерального секретаря Тюркского совета Гизмет Гозалов, председатель правления Центра анализа международных отношений Азербайджана Фарид Шафиев, глава представительства Казахстанского института стратегических исследований в Алмате Асель Абен, директор Турецкого Института внешней политики Хусейн Багджи, директор Института иностранных дел и торговли Венгрии Мартон Угрошды, а также ведущие эксперты ИСМИ.