Высокий уровень политического диалога – основа долгосрочного стратегического сотрудничества

Безусловно, состоявшийся 26-27 января государственный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан стал историческим событием и имеет важное значение не только для двусторонних отношений, но и для всей Центральной Азии.

Об этом свидетельствует подписание солидного пакета документов, которые охватывают все сферы сотрудничества от политики до культурно-гуманитарного взаимодействия.

При этом знаковым событием стало подписание Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами. Документ определяет приоритеты долгосрочного взаимодействия и призван способствовать активизации сотрудничества на всех направлениях, отвечает жизненно важным интересам двух государств. Это, несомненно, придаст поступательный характер процессу всестороннего взаимного развития.

Ранее за короткие сроки Узбекистану и Кыргызстану удалось выйти на прорывные исторические договорённости — были подписаны Договор об отдельных участках узбекско-кыргызской государственной границы и Соглашение о совместном управлении Андижанским (Кемпирабадским) водохранилищем. Тем самым была поставлена точка в вопросе делимитации государственной границы.

Более того, наши страны приступили к реализации таких флагманских проектов, как строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и Камбаратинской ГЭС-1. Они, с одной стороны, позволят взаимно интегрироваться нашим экономикам, с другой – окажут положительное влияние на развитие транспортно-логистических сетей региона и совместное использование трансграничных водных ресурсов.

Все эти факты свидетельствуют о достигнутом между Ташкентом и Бишкеком высоком уровне взаимного доверия, что стало возможно благодаря установившемуся всеобъемлющему политическому диалогу, позволяющему в доверительном и конструктивном духе осуществлять поиск взаимоприемлемых компромиссов по самым сложным вопросам.

Вывод отношений на уровень многопланового и многоуровневого сотрудничества стал также следствием налаженной системы институциональных механизмов.

Во-первых, установлен интенсивный политический диалог между лидерами наших стран, что создает фундаментальную основу для поступательного развития двустороннего сотрудничества. К примеру, если за 1991–2016 гг., то есть за 25 лет, состоялось 10 взаимных визитов, то с 2016г. организовано 6 государственных, официальных и рабочих саммитов на высшем уровне, не говоря уже о встречах, проведенных в рамках СНГ, ШОС, ОТГ и других организаций.

Это свидетельствует о твердой политической воле и решимости Глав государств укреплять и развивать межгосударственные отношения.

В этом контексте важно отметить, что в ходе состоявшегося саммита стороны выразили готовность и далее совместно развивать стратегическое партнерство.

Во-вторых, политический диалог укрепляется и по линии парламентов, что придает глубину отношениям двух стран. Так, в 2017г. была создана Межпарламентская комиссия по сотрудничеству между Олий Мажлисом РУ и Жогорку Кенешем КР. Она обеспечивает правовое сопровождение реализации двусторонних договоренностей. Третье заседание комиссии планируется провести в 2023 г.

Налажена практика взаимных визитов депутатов. В декабре 2017 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит Торага Жогорку Кенеша КР в Узбекистан. В июне 2022 г. парламентская делегация Узбекистана во главе с председателем Сената Олий Мажлиса Танзилой Нарбаевой приняла участие в XI пленарном заседании Парламентской ассамблеи Тюркоязычных стран в Чолпон-Ате.

Примечательно, что в 2019г. делегация из Кыргызстана впервые принимала участие в наблюдении за выборами в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В-третьих, двусторонний диалог развивается в рамках межправительственной комиссии, возглавляемой премьер-министрами двух стран. До настоящего времени прошло 9 заседаний МПК. При этом за последние годы именно благодаря эффективному функционированию этого механизма были достигнуты существенные результаты по задействованию двустороннего потенциала в отраслях экономики.

В-четвертых, высокой эффективностью отличается впервые созданный Совет глав приграничных областей – уникальная площадка, аналога которой нет ни с одной другой страной.

При этом с момента его учреждения в 2017г. состоялись 4 заседания (последнее в апреле 2022г. в г.Ош), что позволило расширить диалог на уровень регионов. Их итоги придали существенный импульс межрегиональному сотрудничеству. Очередная встреча глав регионов запланирована на май т.г.
в Андижане.

В этом контексте важно отметить, что в апреле 2021г. в г.Фергана прошла трехсторонняя встреча руководителей Ферганской области Узбекистана, Баткенской области Кыргызстана, где также приняли участие главы Согдийской области Таджикистана. То есть эти механизмы усиливают не только политико-экономические двусторонние отношения, они также содействуют созидательным процессам на трехстороннем
и региональном уровнях.

Более того, по итогам нынешнего саммита были приняты Комплексные программы на 2023−2025гг. по расширению сотрудничества между Андижанской и Ошской, Джизакской и Иссык-Кульской областями, а также хокимиятом Ферганской и администрацией Баткенской, Наманганской и Джалал-Абадской областей.

Именно совокупность этих механизмов способствует последовательному углублению политического диалога, результатом которого становится решение системно-узловых вопросов. Это является основой укрепления взаимного доверия, придает поступательный и системный характер взаимодействию, определяет новые векторы сотрудничества, развивает народную дипломатию.

Все это показывает, насколько важно нам продолжать поддерживать политический диалог и развивать механизмы его институционализации. Это позволяет конструктивно решать общие вопросы во благо наших народов, связанных многовековыми узами дружбы и добрососедства, объединенных единой культурно-исторической судьбой.

В завершение хотел бы сказать, что состоявшийся узбекско-кыргызский саммит еще раз продемонстрировал достигнутый высокий уровень взаимного доверия и готовность сторон наращивать практическое сотрудничество. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему устойчивому и стабильному развитию наших стран, и как следствие, продолжит укреплять стратегическое партнерство, создавать условия для вывода нашего взаимодействия на уровень союзничества.

Мурад Узаков,

руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник