Опыт привлечения частных клиник к борьбе с пандемией COVID-19 в зарубежных странах

Пандемия COVID-19 обнажила некоторые проблемы здравоохранения в большинстве развитых стран такие как, дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, дезинтеграцию управления между центром и регионами, а также неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.

Вирус в течении 4 месяцев стремительно охватил страны с высокими национальными расходами на здравоохранение: Италия (вложила в отрасль в 2019 г., по данным ВОЗ, 8,9% ВВП), Испания (9%), США (17,1%), Франция (11,5%) и Великобритания (9,8%).

Широкое распространение коронавирусной инфекции поставило перед правительствами всех стран мира задачу по экстренному принятию мер по усилению потенциала систем здравоохранения в кратчайшие сроки, в том числе и с привлечением потенциала частного сектора.

При этом страны использовали различные способы:

во-первых, заключение соглашения о государственно-частном партнерстве; во-вторых, национализация системы здравоохранения; в-третьих, разрешение частным клиникам проводить тесты и лечить пациентов с COVID-19.

1) Правительство Ирландии заключило соглашение о государственно-частном партнерстве с 19 частными больницами, в результате чего 2 тыс. койкомест, 47 мест в реанимации, 194 аппарата ИВЛ и 9 лабораторий стали доступны для борьбы с коронавирусом.

Таким образом, возможности государственной системы здравоохранения возросли на 17%. В апреле 2020 г. Соглашение о сотрудничестве было заключено на 3 месяца с возможностью дальнейшего продления, согласно которому правительство страны компенсировало все операционные расходы частных клиник, связанных с переходом к лечению больных COVID-19.

2) Власти Австралии интегрировали частную систему здравоохранения с общественной для борьбы с COVID-19. Благодаря привлечению частных клиник к лечению пациентов с коронавирусом, национальная система здравоохранения дополнительно получила более 30 тыс. койкомест, 105 тыс. медицинских работников и 57 тыс. медсестер. Правительство страны заключило соглашение о государственно-частном партнерстве с 657 частными клиниками и некоммерческими больницами, оплатив при этом половину расходов на создание необходимой инфраструктуры.

Предпринятые меры обошлись государству в 1,3 млрд. долл. Помощь частных клиник в борьбе с коронавирусом заключается в предоставлении медицинских услуг пациентам как с подтвержденным заболеванием, так и без него, а также проведении срочных операций и предоставлении места размещения для карантина.

3) Великобритания приняла решение максимально использовать все ресурсы частной системы здравоохранения для борьбы с эпидемией. Соглашение с частными клиниками обеспечило Национальную службу здравоохранения 8 тыс. новыми койкоместами, около 1200 аппаратами ИВЛ, более 10 тыс. медсестрами, 700 врачами и 8 тыс. другими медицинскими сотрудниками. При этом частный сектор предоставляет свои услуги бесплатно, а государство компенсирует часть затрат.

4) Правительство Испании национализировало все частные больницы и клиники для борьбы с COVID-19, таким образом система здравоохранения получила доступ ко всем материальным ресурсам частных клиник.

5) C 26 марта 2020 г. Индия разрешила частным больницам и клиникам принимать пациентов с подозрением на наличие коронавирусной инфекции. Прежде чем приступить к работе, частные клиники должны получить разрешение Совета Индии по медицинским исследованиям.

6) Министерство здравоохранения Турции выпустило постановление о необходимости включения частных клиник в борьбу с COVID-19. Все частные медицинские учреждения, где имеется как минимум 2 специалиста по инфекционным заболеваниям, легочным болезням, клинической микробиологии, а также необходимое оборудование в палатах реанимации, должны принимать пациентов с коронавирусом.

В целом медицинские эксперты считают, что пока рано оценивать эффективность использования государственно-частного партнерства и других решений по усилению потенциала систем здравоохранения ввиду сохранения непредсказуемой эпидемиологической ситуации в мире в ближне- и среднесрочной перспективах. При этом отмечается, что данная практика служит некой «подушкой безопасности» для министерств здравоохранения стран, которые переживают или могут оказаться в сложной ситуации, вызванной резким увеличением числа зараженных COVID-19, когда сфера здравоохранения, зачастую, не способна самостоятельно справиться с возникшим коронакризисом.