МИВТ разрабатывает концепцию Регионального центра развития транспортно-коммуникационных связей под эгидой ООН

Для стран Центральной Азии транспортно-логистический сектор является стратегическим направлением развития с политической, экономической и географической точек зрения. Поэтому страны региона активно участвуют в реализации различных проектов, стремясь диверсифицировать свои транспортные маршруты.

Пандемия COVID-19 выявила уязвимость региональной транспортной системы к быстрым и эффективным решениям для обеспечения бесперебойного движения товаров. Глобальные и региональные карантинные ограничения привели к временному закрытию ключевых транспортных коридоров, используемых для перевозки грузов.

Ряд стран в большинстве случаев приняли односторонние и протекционистские меры, которые привели к полной остановке грузовых потоков и замедлению движения по некоторым направлениям их маршрутов, в связи с чем субъектам внешнеторговой деятельности пришлось искать новые решения и задействовать альтернативные транспортные коридоры, что привело к увеличению расходов на перевозку.

В связи с этим, правительства стран региона в настоящее время уделяют большое внимание разработке эффективных стратегий и решений, которые позволят оптимизировать транспортные расходы при осуществлении международных грузоперевозок за счет повышения качества, безопасности и скорости грузовых и пассажирских перевозок, развития инфраструктуры и внедрения современных технологий.

Одним из перспективных решений является озвученная Президентом Республики Узбекистан в ходе его выступления на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициатива создания Регионального центра развития транспортно-коммуникационных связей в рамках Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЭКА) и Программы Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Данный Центр будет призван способствовать скоординированной реализации перспективных проектов, нацеленных на повышение эффективности использования транспортно-логистического потенциала и решение системных проблем, препятствующих дальнейшему наращиванию региональных и международных грузоперевозок, что, в свою очередь позволит добиться ускоренного экономического роста и повышения благосостояния региона.

Среди основных задач Центра – принятие региональных программ, проектов и документов, имеющих стратегическое значение для реализации совместных транспортно-логистических проектов, что позволит интегрировать транспортную сеть региона в единую транспортную систему, совместная разработка проектов и привлечение финансирования для их реализации, выработка мер и предложений по формированию новых транспортных коридоров и авиамаршрутов, совершенствованию механизмов тарифной политики и упрощению таможенного регулирования, цифровизации управления транспортными потоками, гармонизации нормативно-правовой базы в сфере транспорта и транзита, сотрудничеству в области экологии, безопасности дорожного движения, а также подготовки и переподготовки специалистов в области транспорта на основе единых требований.

Практическая разработка концепции Центра в настоящее время уже ведется экспертами и руководителями профильных подразделений Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан – планируется, что для финансирования деятельности Центра будут привлечены средства международных и региональных финансовых институтов, а в состав его руководства будут входить министры транспорта стран-участниц.

По оценкам экспертов, полное задействование торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-логистического потенциалов стран Центральной Азии и Афганистана позволит в течение 10 лет как минимум удвоить ВВП стран региона, что обосновывает актуальность создания Центра, как эффективного механизма устойчивого развития.

В числе предпосылок для создания Центра можно отметить увеличивающееся число реализуемых и намеченных к реализации инвестиционных проектов в транспортно-логистическом секторе, а также тот факт, что правительства Центральной Азии и Афганистана уделяют большое внимание принятию системных мер по устойчивому развитию транспортной отрасли за счет модернизации инфраструктуры, строительства логистических центров и укрепления межстрановых коммуникационных связей.

Также стоит отметить, что страны региона и Афганистан состоят в членстве в Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программе развития ООН, Программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества и ряде других международных программ и проектов, нацеленных на развитие транспортно-логистического сектора.

Источник