Взгляд из Пакистана: Выход Узбекистана к морским портам остается актуальным

На интернет-портале ведущей англоязычной газеты Пакистана «Pakistan Observer» опубликован информационный материал доктора международных отношений Махмуда уль-Хасана Хана под заголовком «Китайско-пакистанский экономический коридор и региональные перспективы».

Автор статьи сообщает, что Китайско-пакистанский экономический коридор теперь стал надеждой на достижение более высоких уровней региональной взаимосвязанности, энергетической безопасности, социально-экономического процветания и, наконец, что не менее важно, устойчивого регионального мира и гармонии. Это мега-проект 21-го века в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» и он был предназначен для процветания, развития, участия и защиты интересов.

В ходе визита в Москву и встреч с министрами иностранных дел стран-участниц ШОС министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Куреши подтвердил стратегическое значение «Китайско-пакистанского экономического коридора» и назвал его дополнением к этой организации. Он высоко оценил потенциал Шанхайской организации сотрудничества в укреплении более тесных отношений с региональными партнерами и странами Юго-Восточной Азии. При этом пакистанский министр подчеркнул, что «Китайско-пакистанский экономический коридор» является связующим узлом для обоих регионов и принесет экономическое процветание Пакистану и региону в целом, говорится в статье.

Как отмечает издание, в ходе недавнего визита узбекской делегации во главе с заместителем Премьер-министра Узбекистана, министром инвестиций и внешней торговли Сардором Умурзаковым состоялись встречи с официальными лицами Пакистана. Делегация Узбекистана продемонстрировала готовность своего правительства стать участником Четырехстороннего соглашения «О транзитных перевозках» (QTTA), которое уже подписано Пакистаном, Китаем, Кыргызстаном и Казахстаном.  

«Правительство Пакистана теперь решило получить доступ на рынок стран Центральной Азии через Китай. Он предлагает альтернативу региону, полностью объезжая Афганистан. Пакистан будет использовать Каракорумское шоссе, которое соединяет Гилгит-Балтистан и китайский район Синьцзян с Центральной Азией. Исламабад поддержит присоединение Узбекистана к Четырехстороннему соглашению «О транзитных перевозках», - пишет Махмуд уль-Хасан Хан. По его мнению, присоединение Узбекистана к Четырехстороннему соглашению позволит Пакистану экспортировать свою продукцию в Центральную Азию.

По словам автора, для дальнейшего увеличения притока торговли и коммерции Узбекистану необходима оптимальная связь с морскими портами Пакистана. В этой связи заместитель Премьер-министра Узбекистана Сардор Умурзаков обратился к федеральному министру по морским делам Сайеду Али Хайдеру Заиди, и в ходе встречи с ним было решено разработать различные торговые пути, которые свяжут Пакистан с Центральной Азией. Стороны также решили создать специализированный терминал для центральноазиатских товаров. Таким образом, очевидно стратегическое значение «Китайско-пакистанского экономического коридора», в котором уже созданы морские порты «Гвадар» и «Карачи». Узбекистан, являясь одной из крупнейших экономик среди стран Центральной Азии, имеет потенциальные рынки в виде Ближнего Востока, особенно стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Европы и Африки. В этом контексте Пакистан может использоваться как соединительный узел.

Также на встречах делегации Узбекистана в Пакистане был рассмотрен вопрос о создании специализированного морского флота для продвижения экспорта из Центральной Азии. Было отмечено, что за последние 2-3 года объем двусторонней торговли еще больше увеличился. Есть надежда, что формирование функционального торгового коридора будет способствовать увеличению объемов двусторонней торговли между Пакистаном и Узбекистаном. Создание совместной рабочей группы было бы дополнительным преимуществом в этом отношении. Правительство Пакистана изо всех сил пытается увеличить свой экспорт, и обширные потребительские рынки Центральной Азии открывают для него новое окно возможностей, продолжает издание.

«Предполагается, что железная дорога Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар с выходом к портам Гвадар и Карачи в ближайшие дни изменит правила игры и судьбу всего региона, - отмечает Махмуд уль-Хасан Хан. - В этой связи Пакистан, будучи воротами для стран Центральной Азии, также должен изучить возможности неиспользованных кластерных торговых маршрутов».

Подчеркивается, что «Китайско-пакистанский экономический коридор» с выходом к морским портам «Гвадар» и «Карачи» очень важен для республик Центральной Азии. Этот проект обеспечивает альтернативный маршрут странам региона, которые не имеют выхода к морю.

Источник