5-6 октября с.г. эксперты Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) Аброр Юсупов и Лобар Умарова приняли участие в международном семинаре на тему: «Перспективы сотрудничества и декарбонизация в Центральной Азии», который прошел в г.Бишкеке (Кыргызская Республика).
Организаторами мероприятия выступили Национальный институт стратегических исследований при Президенте Кыргызстана, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (РФ) и Кыргызский экономический университет им. М.Рыскулбекова.
В мероприятии помимо экспертов национальных стратегических институтов стран Центральной Азии также участвовали представители органов власти, бизнес сообществ, международных организаций и научно-академических кругов России, США, Германии, Великобритании специализирующихся на вопросах энергетики, экологии, декарбонизации и т.д.
Как отметила в своем выступлении главный научный сотрудник ИСМИ Л.Умарова, на сегодняшний день сокращение выбросов парниковых газов, «декарбонизация» и переход к «зеленой энергетике» становятся одними из ключевых направлений внутренней и внешней политики стран региона с целью снижения нагрузки на окружающую среду при сохранении устойчивого экономического развития.
В этой связи Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, будучи наиболее уязвимым к изменению климата, не стал исключением и активно предпринимает меры по декарбонизации и переходу к «зеленой» экономике.
Отметив, что Узбекистан является участником таких международных договоров, как Рамочная конвенция ООН (с 1993 г.), Киотский протокол (1999 г.) и Парижское соглашение (2018 г.), эксперт ИСМИ подчеркнула, что в последние годы в Узбекистане заметно активизировалась работа в этом направлении.
Во-первых, сформирована правовая база в сфере охраны окружающей среды, экологии, повышения энергоэффективности отдельных отраслей экономики и в целом перехода экономического развития на «зеленые» рельсы. За последние 4 года были приняты такие концептуальные документы, как Концепция охраны окружающей среды до 2030 г., Стратегия по переходу Республики на «зеленую» экономику на период 2019-2030 гг., Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019-2028 гг., Концепция развития водного хозяйства Узбекистана на 2020-2030 гг., Концепция обеспечения Узбекистана электрической энергией на 2020-2030 гг., Концепция развития гидрометеорологической службы в 2020-2025 гг. и другие.
Во-вторых, осуществляются институциональные реформы. Так, на базе министерства сельского и водного хозяйства были образованы два самостоятельных министерства – сельского хозяйства и водного хозяйства, создано Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУ, при котором реформированы Центр гидрометеорологической службы и Агентство по лесному хозяйству.
В-третьих, активизировалось сотрудничество с зарубежными партнерами – международными финансовыми институтами и агентствами развития, иностранными инвесторами (такими как ВБ, ЕБРР, АБР и т.д.).
По данным Министерства финансов Республики Узбекистан в 2021 г. Узбекистан выпустил облигации на сумму 870 млн. долл. США для финансирования мер по достижению Целей устойчивого развития, а также для финансирования проектов по энергоэффективности и других инноваций.
Кроме того, на днях Узбекистан первым среди стран СНГ разместил на Лондонской фондовой бирже первые «зелёные» суверенные еврооблигации на 4,25 трлн. сумов и 660 миллионов долларов.
В-четвертых, климатическая повестка стала одним из ключевых направлений внешней политики Ташкента. Приоритетом здесь также является центральноазиатский регион. В частности, по инициативе лидера Узбекистана на площадке Консультативных встреч глав государств региона принята Региональная программа «Зеленая повестка» для Центральной Азии, направленная на выполнение международных обязательств по декарбонизации экономики в рамках Парижского соглашения, развитие альтернативной энергетики и организацию взаимных поставок электроэнергии. Кроме того, по словам представителя ИСМИ, тематика «зеленой энергетики» и декарбонизации обсуждаются и в ходе встреч в формате «ЦА +».
В-пятых, отдельное внимание уделяется выстраиванию системы экологического образования в Узбекистане. В этих целях в 2019 г. принята Концепция развития экологического образования, предусматривающая формирование у молодого поколения экологических знаний, повышения их сознания и культуры, совершенствование науки в области экологии с привлечением инновационных технологий и повышение кадрового потенциала в сфере образования и охраны окружающей среды.
Одним из прорывных решений в данном направлении стало учреждение в 2023 г. по инициативе Узбекистана Центральноазиатского университета изучения окружающей среды и изменения климата для развития практического сотрудничества в области подготовки специалистов-климатологов. На его базе предполагается создать Научно-исследовательский институт по адаптации и смягчению климатических изменений, который будет проводить региональные научно-исследовательские работы в этой области, а также вырабатывать практические предложения в данной сфере.
Также представитель ИСМИ в ходе дискуссии обратил внимание на концепцию т.н. “справедливого перехода”, предполагающую фокусирование усилий по декарбонизации не только на сокращение выбросов, но и на устранение возможного социального и экономического неравенства среди населения. По его мнению, этот вопрос также требует особого внимания и обсуждения, в частности, разработки стратегии, которая могла бы минимизировать негативное воздействие перехода к низкоуглеродной экономике на уязвимые категории населения.
В завершение семинара было отмечено, что активизация совместного сотрудничества в сфере декарбонизации и внедрение ВИЭ в ЦА, а также постоянный обмен опытом несомненно будут способствовать наращиванию политико-экономических отношений и устойчивому развитию нашего региона.