Приветственное слово директора ИСМИ на «круглом столе», организуемом совместно с представительством Фонда им. Ф.Эберта в Узбекистане «Узбекистан и Германия: сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии»

Приветственное слово директора ИСМИ на «круглом столе», организуемом совместно с представительством Фонда им. Ф.Эберта в Узбекистане «Узбекистан и Германия: сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии»
(19 сентября 2018 г., г. Ташкент)

Прежде всего, позвольте мне от имени Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан искренне приветствовать и выразить благодарность всем присутствующим за участие в работе «круглого стола» «Узбекистан и Германия: сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии». 

Хотел бы выразить особую признательность Госсекретарю МИД ФРГ г-ну Нильсу Аннену за участие на сегодняшнем мероприятии. 

Отдельные слова благодарности выражаю Региональному директору Фонда им. Фридриха Эберта г-же Хенриетте Киефер и сотрудникам ее офиса, за содействие в организации данного «круглого стола». 
ИСМИ имеет положительный опыт сотрудничества с Фондом Эберта, который выступает в качестве со организатора наших международных мероприятий. 
Уважаемые участники «круглого стола»
Отрадно отметить, что нынешнее мероприятие проводится в период, когда Узбекистан во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым переживает исторический этап коренного обновления и это наблюдается во всех сферах государственного управления, общественной жизни и международной активности страны. 
Последовательная работа направлена на достижение одной цели – Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области экономики, науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий. 


Как вам известно, за последние 2 года в Узбекистане проделана огромная работа по обеспечению транспарентности органов госуправления, их подотчетности перед населением. 
Растёт политическая активность граждан, неправительственных организаций и средств массовой информации. Оценки и прогнозы зарубежных экспертов показывают, что новый курс на подлинную политическую и экономическую модернизацию способствует построению демократического государства, основывающегося на верховенстве права, развитии сильного гражданского общества и рыночных отношений. Так, в обнародованном Всемирным экономическим форумом рейтинге стран с ускоренно развивающейся экономикой Узбекистан занял 5-е место. По результатам исследования «Всемирный индекс счастья», проведенного Колумбийским университетом (США) при содействии ООН, Узбекистан среди 158 стран занял 44-е место и 1-ое место среди государств СНГ.


Хотел бы особо подчеркнуть, что открытая и конструктивная внешняя политика Узбекистана и совместные усилия глав государств региона создали принципиально новую политическую атмосферу, за короткое время кардинально изменившую в позитивном плане ситуацию в Центральной Азии.
Как результат, между странами региона активизируется сотрудничество и углубляются взаимосвязи на основе конструктивизма и взаимного доверия, общей выгоды и уважения интересов друг друга. 

22 июня т.г. впервые за годы независимого развития стран региона была принята специальная резолюция ГА ООН по Центральной Азии, ознаменовавшая начало новой вехи развития отношений в регионе. 

Инициатива о принятии резолюции была выдвинута Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в ходе 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 г.
Следует отметить, что принятие резолюции стало не только свидетельством реализации инициативы Узбекистана, но и подтверждением международного признания и поддержки новой региональной политики Ташкента и соседних государств. 

Её главная цель – общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион. 
Уважаемые дамы и господа, 
В нынешних абсолютно новых условиях тесного и доверительного регионального сотрудничества в Центральной Азии значительно востребована активизация роли и поддержки Германии и других стран Европейского Союза в дальнейшем развитии позитивных тенденций в регионе и интеграции Центральной Азии в мировую политическую и экономическую систему. 

Узбекистан рассматривает Германию одним из своих ключевых партнеров на международной арене и придает большое значение развитию всесторонних и взаимовыгодных отношений.

В свою очередь, Германия приветствует инициативы Узбекистана по углублению сотрудничества в ЦА и укреплению региональной безопасности, в т.ч. путем содействия стабилизации ситуации в Афганистане. 
В своём поздравительном послании в честь Дня независимости Узбекистана, адресованном на имя Главы Узбекистана, Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер особо отметил, что «ФРГ полностью поддерживает проводимые узбекским правительством масштабные реформы особенно, политику сближения с соседними странами». 
В настоящее время между Узбекистаном и Германией установлены отношения тесного партнерства. Одним из главных факторов, сближающих Узбекистан и Германию, является схожесть позиций и подходов сторон к актуальным вопросам безопасности и развития. 
Как Ташкент, так и Берлин выступают за мирное урегулирование афганского конфликта путём проведения переговоров и содействия социально-экономическому развитию Афганистана. 
Обе страны рассматривают терроризм, экстремизм и радикализацию в качестве главных угроз международной безопасности. 
Сегодня мы вступаем в новый период развития многосторонних связей между Узбекистаном и Германией. 

Безусловно, существенный вклад в положительную динамику развития диалога между странами придал состоявшийся в ноябре прошлого года визит Премьер-министра Республики Узбекистан А.Арипова в Берлин, в рамках которого проведено III заседание Германо-Узбекского делового совета. 

Проведение в мае т.г. в Ташкенте IV заседания Германо-Узбекского делового совета, по итогам которого подписан ряд соглашений на общую сумму 950 млн. евро стало очередным событием, способствовавшим расширению сотрудничества.

Для нас Германия – крупнейший экономический партнер в Европе, благодаря которому реализованы и реализуются десятки совместных проектов, ставших важнейшей частью проводимых в Узбекистане реформ.

В прошлом году товарооборот между РУ и ФРГ составил 520 млн. евро, а объем инвестиций Германии в Узбекистане за последние 10 лет превысил 750 млн. евро. В стране осуществляют свою деятельность 115 предприятий с участием немецкого капитала.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что наше мероприятие проходит в период, когда Узбекистан и ЕС проводят переговоры по разработке и подписанию Соглашения о расширенном партнерстве. 

Узбекистан рассматривает Евросоюз одним из важных партнёров на международной арене и придает большое значение развитию многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с ЕС и его странами-членами, особенно Германией, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. 

Евросоюз в настоящее время запустил процесс разработки новой стратегии ЕС в отношении стран ЦА. При этом следует напомнить, что нынешняя стратегия ЕС в отношении стран ЦА была принята ровно 10 лет назад по инициативе Германии. 

На наш взгляд, внесение в концептуальные документы изменений, отвечающих современным реалиям, обоюдным интересам и ожиданиям, несомненно будет способствовать созданию благоприятных условий для расширения политических и торгово-экономических отношений между Евросоюзом и Узбекистаном, а также всеми странами Центральной Азии. 
В этом контексте странам ЦА хотелось бы видеть Европу в качестве влиятельного мирового полюса, который способствовал бы сохранению устойчивого баланса интересов внешних сил в нашем регионе не ради соперничества, а ради сотрудничества и развития.

Подытоживая вышеизложенное хотел бы обозначить ряд перспективных направлений нашего сотрудничества с Германией в ЦА. 

Во-первых, активизация роли Германии в обеспечении экологической, энергетической, экономической и военной безопасности в Центральной Азии. Германская сторона располагает потенциалом для оказания содействия странам ЦА в преодолении последствий высыхания Аральского моря, рациональном использовании водных ресурсов, усовершенствовании водохранилищ, системы водоснабжения и водосбережения; борьбе с транснациональными угрозами - незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, а также в решении проблемы Афганистана. 

Узбекистан имеет позитивный опыт сотрудничества с Германией по Афганистану: с 2002 по 2016 г. контингент Бундесвера использовал объекты города Термез для поддержки своей стабилизационной миссии в ИРА. 

Во-вторых, привлечение германских инвестиций, расширение сотрудничества с Германией по улучшению бизнес-климата, развитию туризма, поддержке фермерских хозяйств, малого и среднего бизнеса, внедрению в производство современных технологий, использованию возобновляемых источников энергии, развитию инфраструктуры и транзитно-транспортных коммуникаций.

В-третьих, укрепление демократических институтов, совершенствование государственного управления и судебно-правовой системы, совершенствование системы здравоохранения, повышение качества образования, развитие научного потенциала и проведение совместных исследований.

Полагаю, что вынесенные сегодня на обсуждение вопросы повестки «круглого стола» позволят нам провести содержательную и эффективную дискуссию. Выработать на её основе новые идеи и предложения по развитию двустороннего узбекско-германского сотрудничества, а также расширить поле для взаимодействия в центрально-азиатском регионе.

Позвольте ещё раз сердечно приветствовать наших гостей из Германии, представителей официальных, парламентских, научных, экспертных и общественных кругов Узбекистана, а также дипломатического корпуса.

Благодарю за внимание!