Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана

14 марта с.г. в Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана».

В мероприятии приняли участие представители Минтранспорта, Минэкономпрома, МИД, МИВТ, ГТК, Ассоциаций международных автомобильных перевозчиков и международных экспедиторов Узбекистана, а также ведущие эксперты Центра экономических исследований и реформ и Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД, преподаватели профильных высших учебных заведений.

В ходе «круглого стола» были обсуждены принимаемые Узбекистаном меры по развитию транспортных коммуникаций на национальном и региональном уровнях, состояние и перспективы расширения многостороннего транспортно-логистического сотрудничества в рамках ШОС.

Отдельное внимание было уделено вопросам внедрения инновационных технологий в транспортно-логистическую сферу, упрощения торговых процедур, повышения эффективности трансграничных процедур, обеспечения комплексного использования транспортно-транзитного потенциала государств-членов ШОС.

Как отметили участники «круглого стола», в настоящее время в Узбекистане проводятся масштабные реформы, направленные на либерализацию и модернизацию национальной экономики, обеспечение ее устойчивого развития и последовательной интеграции в мирохозяйственные связи. В качестве важнейших приоритетов в данном направлении определены повышение конкурентоспособности производимый продукции и экспортного потенциала страны.

Для реализации поставленных задач, по мнению участников мероприятия, ключевое значение имеют следующие факторы:

во-первых, производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Как было отмечено, по итогам 2019 г. объем экспорта увеличился на 28% по сравнению 2018 г. и составил 17,9 млрд. При этом более 60% товаров сбыта приходится на долю золота (27,5%), энергоносителей и нефтепродуктов (14,1%) и продовольственных товаров (8,5%). В целях расширения номенклатуры экспортируемых товаров и повышения их конкурентоспособности в настоящее время в 12 ведущих отраслях промышленности Узбекистана реализуются программы модернизации. Ведется активная инвестиционная политика в данном направлении. В частности, в текущем году запланировано освоение инвестиций в размере 23 млрд. долл. с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов. Одна из ключевых задач локализация производства продукции с высокой добавленной стоимостью и её сбыт на внешних рынках.

во-вторых, диверсификация рынков сбыта. Подчеркнуто, что в 2019 г. основными партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте Узбекистана (57,9 млрд. долл.) стали такие соседние и близлежащие страны, как Китай (14,1%) от общего объема экспорта), РФ (13,9%), Казахстан (8%), Турция (6,7%), Кыргызстан (3,8%), Афганистан (3,4%) и Таджикистан (1,9%). На их долю приходится около 50% объёма экспорта. По словам экспертов, вышеуказанные показатели еще раз подтверждают важность расширения географии экспорта.

Как подчеркнул первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан А.Неъматов, модернизация экономики, растущий экспортный потенциал Узбекистана и необходимость расширения рынков сбыта отечественной продукции требуют принятия дополнительных опережающих мер по созданию благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых маршрутов, формированию альтернативных, максимально эффективных транзитных коридоров, обеспечивающих выход экспортной продукции Республики Узбекистан на перспективные международные рынки. В этих целях Узбекистан, придавая стратегическую значимость развитию транспортной отрасли, предпринимает масштабные меры, направленные на развитие транспортной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях, а также ведет последовательную работу по её интеграции в международную транспортную систему.

Так, в целях повышения транспортно-логистического потенциала страны укрепляется институциональная основа и нормативно-правовая база данной отрасли. В частности, Указом главы Узбекистана от 1 февраля 2019 г. было создано Министерство транспорта, которое определено в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства.

В рамках реализации «Комплексной программы совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 гг.» проводится системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договоренностей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Республики Узбекистан в сопредельных странах.

В настоящее время разрабатывается «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», которая предусматривает: 1) создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок; 2) совершенствование системы управления транспортным сектором; 3) внедрение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников транспортной системы.

Участниками было подчеркнуто, что в результате предпринимаемых мер наблюдается определенный рост грузоперевозок и пассажиропотока. Перевозка грузов всеми видами транспорта в 2019 г. увеличилась на 6,1% и составила 1,31 млрд. т., перевозка пассажиров всеми видами транспорта выросла на 2,7%, составив 6,1 млрд. чел.

Как отметила главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД К.Джуракулова, учитывая геостратегическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, Узбекистан придает стратегическое значение активизации регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере. В последние годы в результате нового регионального курса Узбекистана под руководством Президента Ш.Мирзиёева в данной сфере наблюдаются значительные сдвиги.

Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили странам Центральной Азии кратчайший выход на рынки Ближнего и Среднего Востока. В рамках Ашхабадского соглашения начато формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Успешно функционирует железная дорога «Хайратон – Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до афганского города Герат. По мнению участников «круглого стола», построенная железная дорога Хайратон–Мазари-Шариф и проектируемая магистраль Мазари-Шариф–Герат позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам Чахбахар и Гвадар в рамках проекта «Север-Юг».

Активизирована работа по строительству железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай. Отмечено, что указанная железная дорога придаст мощный толчок развитию взаимной торговли и росту притока инвестиций. Как пояснили специалисты, достигнуто будет это за счет создания новых, кратчайших трансконтинентальных коридоров: «Китай-Центральная Азия-Кавказ-Европа» и «Китай-Центральная Азия-Афганистан-Иран», протяженность которых будет на 1000 км короче действующих (п/п Хоргос – 1292 км, п/п Достык – 1831 км).

Вместе с тем, по мнению участников «круглого стола», транспортно-транзитный потенциал стран Центральной Азии все еще остается малоразвитым. Согласно международному Индексу эффективности логистики, транспортная инфраструктура государств Центральной Азии не соответствует современным требованиям. Согласно данным ЭСКАТО, 40% всего времени, затрачиваемого на доставку товаров по маршрутам Шелкового пути, перевозчики теряют из-за несовершенства процедур пресечения границ, что препятствует увеличению объемов торговли между странами Евразийского континента.

Вышеуказанные проблемы были обсуждены в рамках Международной конференции: «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», состоявшейся по инициативе Президента Республики Узбекистан 20-21 сентября 2018 г. в г.Ташкенте. На этой конференции Ш.Мирзиёев для совершенствования транспортной инфраструктуры государств региона и формирования перспективных транспортных коридоров предложил:

- разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы ЦА;

- создать систему интегрированного управления транспортными перевозками;

- сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии.

Развитие транспортных коммуникаций в регионе также было одной из центральных тем в повестке Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся 29 ноября 2019 г. в г.Ташкенте. Выступая в ходе заседания, Президент Ш.Мирзиёев вновь обратил внимание на необходимость ускорения создания регионального Совета по транспортным коммуникациям, согласования программы и соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии.

Как отметил участники «круглого стола», Узбекистан рассматривает ШОС в качестве перспективной площадки для наращивания взаимодействия в сфере транспорта и логистики. Было подчеркнуто, что ШОС, которая объединяет почти половину населения мира и 60% евразийского континента, характеризуется огромным потребительским рынком, человеческими ресурсами, богатыми энергоресурсами, высокими технологиями и передовыми мощностями. По оценкам экспертов, объем ВВП стран-членов ШОС за 2018 г. составил 22,5% от общемирового показателя (18,4 трлн. долл.). Ожидается, что в 2030 г. данный показатель может достигнуть до 40%.

Вместе с тем, несмотря на рост взаимной торговли между государствами ШОС в 2018 г. на 17%, она составила всего 305 млрд. долл. или 5% от общего внешторгового оборота (6,3 трлн. долл.). Обращает на себя внимание то, что в странах АСЕАН внутри-региональная торговля достигает более 27%.

В качестве основных сдерживающих факторов взаимной торговли эксперты отметили слабый уровень взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.

О существующих проблемах в странах ШОС также свидетельствует рейтинг логистической инфраструктуры Всемирного банка, который составляется каждые два года на основе опроса представителей логистического бизнеса из 155 стран по следующим шести показателям: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, мониторинг передвижения грузов, своевременность доставки, трудности доставки международных грузов. Так, согласно указанному индексу, рейтинг государств-членов ШОС выглядит следующим образом – Китай 12-е место (в 2016 г. – 9-е место), Индия – 44 (36), Казахстан – 71 (77), Россия – 75 (99), Узбекистан – 99 (118), Кыргызстан – 108 (146), Пакистан – 122 (68), Таджикистан – 134 (153). По словам экспертов, несмотря на определенный успех, всем государствам-членам ШОС необходимо приложить дополнительные усилия для активизации межгосударственного сотрудничества в целях развития транспортно-коммуникационного потенциала.

Для расширения взаимовыгодной торговли между государствами-членами ШОС, создания новых и совершенствования существующих транспортно-логистических инфраструктур во имя общих интересов стран-членов Организации Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев в своих выступлениях в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий участников ШОС в транспортной сфере.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС (г. Циндао, КНР, 10 июня 2018 г.) было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС. Кроме того, в Циндаоской декларации Совета глав государств – членов ШОС (10 июня, 2018 г.) было поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств – членов ШОС.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке (июнь, 2019 г.) Президент Узбекистана предложил разработать Стратегию сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.

Следует отметить, что инициативы и предложения Главы Узбекистана находят широкую поддержку среди государств-членов ШОС. Яркий пример – утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в г. Ташкенте в ноябре 2019 г. Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе Ш.Мирзиёева.

Разъясняя суть и значение инициатив и предложений Президента Узбекистана в сфере транспорта в рамках ШОС, первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан А.Неъматов подчеркнул, что основные усилия Узбекистана в сфере логистики наравне
с развитием физической инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, порты, склады логистики и т.д.) направлены на модернизацию так называемой «мягкой инфраструктуры», которая определяется совокупностью таможенных процедур, грузовых документов, цифровизации, систем «единого окна», технических регламентов и стандартов, инвестиционных правил, лицензий, экспортных кредитов и страхования.

По его мнению, неразвитость «мягкой инфраструктуры» на пространстве ШОС сдерживает реализацию в полном объеме транспортного потенциала участников Организации. Улучшение и гармонизация «мягкой инфраструктуры» являются важным фактором развития транспортно-коммуникационных возможностей, как и привлечения инвестиций в «физическую» инфраструктуру, о чем свидетельствует опыт стран АСЕАН, Меркосур и ЕС.

В целом, участниками «круглого стола» было отмечено, что укрепление взаимодействия по развитию транспортной инфраструктуры и реализации крупномасштабных совместных проектов в этом направлении позволят значительно расширить взаимный товарооборот, создать новые рынки, придать существенный импульс региональному сотрудничеству и сформирует эффективную систему транспортных маршрутов в рамках ШОС.