Центральная Азия на переднем крае борьбы с изменением климата и региональная политика Узбекистана

4-5 апреля в Самарканде состоится международная конференция «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических вызовов: консолидация во имя общего процветания».

В работе мероприятия примут участие главы государств Центральной Азии, руководство Европейского союза, высокие представители международных организаций, эксперты и специалисты стран Азии, Европы, Африки и Ближнего Востока.

Важно подчеркнуть, что международная климатическая конференция организуется в рамках практической реализации Самаркандской инициативы солидарности во имя общей безопасности и процветания, озвученной в 2022 году Президентом Узбекистана. Ее суть заключается в создании глобальной диалоговой платформы по актуальным проблемам современности для совместного осмысления и поиска новых подходов к дальнейшему обеспечению безопасности и устойчивого развития.

Таким образом Самарканд вновь на несколько дней станет центром международного диалога и сотрудничества, площадкой для обсуждения насущных вопросов по борьбе с изменением климата. Вне всякого сомнения, мероприятие внесет важный вклад в консолидацию усилий мирового сообщества в деле борьбы с климатическими вызовами.

Представительный состав участников и многосторонний формат конференции подчёркивают особую актуальность и востребованность повестки мероприятия.

В настоящее время климатические изменения представляют собой одну из наиболее серьезных угроз современности. Эта проблема находится в центре внимания мирового экспертного сообщества и регулярно поднимается с самых высоких трибун. Так, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш охарактеризовал текущую ситуацию в мире как «тройной планетарный кризис», включающий изменение климата, утрату биоразнообразия и загрязнение окружающей среды.

Особую обеспокоенность специалистов вызывает повышение глобальной температуры, которая приводит к ряду негативных последствий, включая таяние ледников, дефицит воды, засуху, опустынивание, деградацию почвы, утрату биоразнообразия и снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Эти проблемы усугубляются стремительным ростом населения и интенсивной хозяйственной деятельностью.

Например, недавно опубликованные доклады Всемирной метеорологической организации и Всемирной службы мониторинга ледников подтверждают проблему ускорения таяния ледников. Согласно исследованию, за 48 лет с 1976 года ледники во всем мире потеряли почти 9,2 тыс. гигатонн льда, что соответствует 25-метровой глыбе льда размером с Германию. В результате уровень моря поднялся на 18 миллиметров. По расчетам специалистов, с каждым миллиметром риску затопления подвергаются 200-300 тыс. жителей прибрежных районов.

Только в период с 2022 по 2024 годы наблюдалась наибольшая трехлетняя потеря массы ледников за всю историю наблюдений. Пять из последних шести лет были отмечены самым быстрым отступлением ледников. Указывается, что во многих регионах «вечные льды» могут не пережить 21 век.

Более того, таяние ледников приводит к лавине каскадных последствий для экономики, экосистем и сообществ, особенно в горных регионах, но также и на глобальном уровне. Ускоряющееся таяние ледников и растущая нехватка воды стали одними из основных тем форумов в Нью-Йорке и Париже 21 марта 2025 года, посвященных первому в истории Всемирному дню ледников и Всемирному дню водных ресурсов.

Международное сообщество полностью осознает масштаб проблемы и предпринимает меры для ее решения. В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями страны мира в 2015 году приняли Парижское соглашение, предусматривающее обязательства по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата.

Кроме того, проводятся ежегодные Конференции ООН об изменении климата, последнее 29-е заседание которой состоялось в ноябре прошлого года в Баку.

Однако в условиях роста геополитической напряженности и усиления противоречий между крупными державами наблюдается снижение уровня многостороннего сотрудничества, что затрудняет достижение взаимопонимания по важнейшим вопросам международного мира и стабильности, а также усложняет работу международных организаций по решению актуальных вопросов глобальной повестки устойчивого развития.

В результате проблемы климата отодвигаются на второй план, несмотря на их критическую важность для будущего человечества, а ресурсы все чаще перенаправляются на вооруженные конфликты и ликвидацию последствий гуманитарных кризисов.

На этом фоне Центральная Азия демонстрирует совершенно иную динамику развития. В условиях международной турбулентности регион консолидировался, стал более сплоченным, устойчивым и стабильным, самостоятельно преодолевая возникающие вызовы и угрозы. В данном отношении фундаментальной основой для раскрытия имеющегося потенциала сотрудничества является сложившаяся в регионе атмосфера доверия, дружбы и добрососедства.

Иными словами, единство стран региона позволяет вести продуктивный диалог по актуальным вопросам региональной
и глобальной повестки, что получает широкое признание на международной арене.

При этом климатическая повестка выступает сегодня важным фактором для активизации регионального взаимодействия. И это неспроста. Центральная Азия является одним из наиболее уязвимых к изменению климата регионов. За последние 60 лет температура здесь выросла на 1,5 градуса, что в два раза превышает общемировой показатель (0,7 градуса). Изменение климата, неэффективное использование и управление водными ресурсами в регионе приводят к дефициту воды. И эта тенденция из года в год становится необратимой и масштабной.

Более 80% водных ресурсов Центральной Азии формируется в ледниках, площадь которых за последние 50 лет сократилась примерно на 30%. Ожидается, что уже к 2050 году водные ресурсы в бассейне Сырдарьи сократятся до 5%, а в бассейне Амударьи – до 15%.

В целом предполагается, что с учетом прогнозируемого демографического роста в ЦА до 100 млн человек к 2050 году дефицит воды в ЦА может достичь 30%, тогда как потребность в водных ресурсах, используемых для орошаемого земледелия, может увеличиться на 30% к 2030 году.

Совокупность указанных факторов также провоцирует проблемы, связанные с продовольственной безопасностью. По прогнозу Всемирного банка, уже к 2050 году урожайность сельскохозяйственных культур в регионе может снизиться на 20-40%.

Глубоко осознавая весь масштаб имеющихся вызовов, страны Центральной Азии проявляют высокую степень ответственности за будущее региона. В частности, для эффективной координации действий в области адаптации к изменениям климата в регионе запущен климатический диалог.

Кроме того, государства Центральной Азии все чаще выступают локомотивом продвижения климатической повестки, выдвигая значимые глобальные инициативы в сфере адаптации и смягчения последствий изменений климата. Так, в ближайшие 3 года (2025-2028 гг.) в странах региона пройдут ряд масштабных мероприятий, посвященных водно-климатической проблематике. В их числе: Международная Душанбинская конференция высокого уровня по сохранению ледников (2025); Региональный климатический саммит Центральной Азии в Астане (2026); второй Глобальный горный саммит «Бишкек +» (2027); Конференция высокого уровня по заключительному всеобъемлющему обзору хода реализации целей Международного Десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» 2018-2028 гг. в Душанбе (2028).

Наряду с этим страны Центральной Азии активно взаимодействуют в рамках МФСА и других международных организаций, как ООН.

Так, в 2023 году в рамках климатического саммита ООН в Дубае был организован Центральноазиатский региональный павильон «5 стран – 1 регион – 1 голос», с участием всех стран ЦА, который способствовал продвижению единого голоса нашего региона.

При этом следует подчеркнуть, что одним из драйверов, консолидирующих региональное сотрудничество в области борьбы с последствиями изменения климата, а также продвигающим превращение Центральной Азии в один из центров развития «зеленой» экономики и «чистой энергии», является Узбекистан.

Выступая на полях саммита «Неделя устойчивого развития Абу-Даби», Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что стратегическая цель Нового Узбекистана – это обеспечение экологической устойчивости и экономического роста за счёт перехода к ресурсосберегающей, «зеленой» модели развития.

По сути, «зеленое развитие» стало приоритетной задачей государственной политики, что находит отражение в разработке целого ряда долгосрочных концептуальных документов, направленных на решение экологических вопросов, сохранение биоразнообразия и достижение Целей устойчивого развития ООН.

В числе наиболее значимых: Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 г., Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 г., Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан до 2028 г., а также Стратегия по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан до 2028 г.

Кроме того, в Стратегии развития Узбекистана до 2030 года впервые вопросы климата выведены в приоритетное направление, а также закреплена ответственность государства за участие в решении вопросов глобальной повестки.

Одновременно ведется планомерная работа по декарбонизации экономики, посредством увеличения доли ВИЭ, создания кластеров электромобилей и «зеленого» водорода, хабов солнечной и ветровой генерации, повсеместного озеленения и повышения энергоэффективности.

В целях дальнейшей консолидации и мобилизации усилий, обеспечения системного подхода к решению вопросов адаптации к изменениям климата 2025 год в Узбекистане был объявлен Годом защиты окружающей среды и «зеленой» экономики.

В целом, благодаря предпринятым мерам за последние 5 лет в энергетический сектор страны было привлечено почти 20 миллиардов долларов иностранных инвестиций, введены в эксплуатацию современные энергетические мощности на 9,6 гигаватта. В частности, создано 14 солнечных и ветровых электростанций мощностью 3,5 гигаватта, а также 2 системы хранения энергии на 300 мегаватт.

К 2030 году планируется увеличить долю возобновляемых источников энергии до 54 процентов и сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов. Кроме того, в ближайшие годы ожидается увеличение «зеленых» компонентов в инвестиционных проектах до 50 процентов, а также внедрение национальных систем мониторинга выбросов парниковых газов и торговли квотами на эмиссии.

Наряду с этим в рамках программы «Яшил макон» в стране будет озеленено не менее 30 процентов городских территорий. В планах – охватить весь сельскохозяйственный сектор Узбекистана водосберегающими технологиями.

В то же время Ташкент значительно активизировал свою политику в глобальном и региональном масштабе, выдвигая важные инициативы в области адаптации к изменению климата.

Одним из значимых событий стало принятие в мае 2021 года по инициативе Узбекистана резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении Приаралья зоной экологических инициатив и технологий. Эта мера направлена на восстановление экосистемы региона, развитие «зеленых» технологий и устойчивых методов природопользования. В результате реализуемых программ удалось высадить миллионы деревьев на территории бывшего дна Аральского моря для снижения запыленности воздуха, восстановления биоразнообразия и улучшения климатической ситуации.

В декабре 2023 была принята другая важная резолюция – «Центральная Азия перед лицом экологических проблем: укрепление региональной солидарности во имя устойчивого развития и процветания», направленная на усиление взаимодействия стран региона в решении экологических вызовов.

Кроме того, на саммитах COP-28 в Дубае и COP-29 в Баку, а также на других международных форумах Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев озвучил ряд практических предложений по борьбе с негативными последствиями глобального изменения климата.

Среди них стоит отметить создание Международного центра по оценке ущерба и потерь, вызванных климатическими изменениями, учреждение Регионального хаба по внедрению водосберегающих технологий, а также формирование банка генетических ресурсов растений.

Наряду с этим Узбекистан также становится площадкой для ряда крупных международных мероприятий. В частности, в феврале 2024 года в Самарканде прошла 14-я конференция сторон Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных – важнейшее международное мероприятие в деле охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия.

В сентябре 2024 года Ташкент принял международный форум на тему «Цели продовольственной безопасности и устойчивого развития развивающихся стран, не имеющих выхода к морю». Основная цель форума заключалась в решении проблем, связанных с торговлей сельскохозяйственной продукцией, продовольственной безопасностью, адаптацией к изменению климата и логистикой в развивающихся странах, не имеющих выхода к морю.

В этом контексте характерным стало выдвижение Президентом Узбекистана на саммите COP-29 инициативы по созданию Инновационного агропромышленного хаба ООН для государств, не имеющих выхода к морю.

Также 15 мая текущего года, в Международный день климата, в регионе Приаралья ожидается проведение Глобального молодежного фестиваля цифровых «зеленых» инициатив.

Конечно же, в центре внимания всех этих международных форумов – благополучие Центральной Азии и выработка эффективных решений для устойчивого будущего региона. Узбекистан ведет планомерную работу в этом направлении, стремясь объединить усилия государств Центральной Азии в борьбе с климатическими угрозами.

Важным вкладом в развитие этого взаимодействия стало принятие на 4-й Консультативной встрече глав государств ЦА в Чолпон-Ате «Зеленой повестки» для Центральной Азии, а также разработка Региональной стратегии по адаптации к изменению климата.

Эти документы создают основу для совместных действий стран региона в таких сферах, как сокращение выбросов парниковых газов, развитие возобновляемой энергетики, рациональное использование природных ресурсов и устойчивое сельское хозяйство. 

Отдельное внимание уделяется подготовке кадров и научных исследований в области экологии. В Ташкенте открыт первый в регионе «Зеленый» университет, который станет центром экологического образования и инноваций. Президент Узбекистана предложил создать на его базе Международную научно-исследовательскую сеть по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, а также привлечь ведущие научные центры и экспертов к разработке новых решений в сфере устойчивого развития.

В ходе Самаркандской конференции Узбекистан намерен представить проект Региональной концепции «зеленого» развития, разработку которой озвучил Президент Узбекистана, выступая на саммите «Неделя устойчивого развития Абу-Даби».

Следует отметить, что вслед за климатическим форумом 10 апреля в Ташкенте Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан организует Международную научно-практическую конференцию на тему: «Водная дипломатия в Центральной Азии: доверие, диалог и многостороннее сотрудничество в интересах устойчивого развития». Данное мероприятие станет своего рода платформой научно-политического диалога для продвижения решения водных вопросов на основе объективной оценки складывающейся ситуации.

В нем примут участие руководство и эксперты стратегических институтов и водохозяйственных ведомств государств Центральной Азии и Афганистана, ведущие специалисты европейских стран в сфере водной дипломатии, а также представители Регионального Центра по превентивной дипломатии для Центральной Азии и Миссии ООН по содействию Афганистану.

По сути, конференция выступит в качестве очередного свидетельства готовности стран Центральной Азии к конструктивному решению вопросов управления трансграничными водными ресурсами с учетом интересов всех сторон.

Таким образом, проактивная климатическая политика Узбекистана и его инициативы на международной арене подчеркивают приверженность страны устойчивому развитию и экологической безопасности не только на национальном, но и на региональном уровне.

В этом контексте проведение самаркандской климатической конференции позволит найти взаимоприемлемые решения по вопросам адаптации к изменениям климата, привлечь внимание мирового сообщества к проблемам региона и активизировать многостороннее сотрудничество.

В условиях нестабильности, геополитических разногласий и нарастающих угроз устойчивому развитию необходим свободный и конструктивный диалог, основанный на уважении и равноправном участии всех сторон. И Самарканд может стать именно тем местом, где этот диалог может обрести новое измерение.

 

Акрамжон Неъматов,

Первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Азамат Сулиманов,

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан