На пленарной сессии 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». По сообщению МИД Узбекистана, опубликованному по данному событию на следующий день, отмечается, что документ, проект которого был разработан Узбекистаном совместно с соседними государствами Центральной Азии, единогласно поддержан всеми государствами-членами ООН.
Принятие резолюции можно охарактеризовать как историческое не только для стран Центральной Азии. Если глубоко вникнуть в смысл резолюции, то сложно переоценить ее значение в более широком, международном контексте. Это стало новым этапом в истории стран Центральной Азии и ознаменовало консолидацию региона. Впервые после их независимости в 1991 году государства Центральной Азии подтвердили свою способность не только предпринимать совместные действия для решения общих региональных проблем, но и для обеспечения благополучия и процветания своих граждан.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал процесс разработки документа на 72-й сессии ГА ООН в сентябре 2017 года Говоря в Нью-Йорке об организации в ноябре 2017 года международной конференции по Центральной Азии в Самарканде, Мирзиёев предложил разработать резолюцию ООН после конференции в целях поддержки усилий центральноазиатских стран по обеспечению безопасности и укреплению сотрудничества в регионе.
Тот факт, что резолюция в настоящее время принята, означает реализацию инициативы Узбекистана и подтверждает международное признание и поддержку новой региональной политики Ташкента. Как отметил Мирзиёев во время Самаркандской конференции: «Наша главная цель - общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион». Действительно, внешняя политика Узбекистана под руководством Мирзиева устранила региональные деления и открыла путь для развития всего региона.
Другие страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан - не только активно поддерживали инициативу Узбекистана, но и совместно спонсировали резолюцию ООН по Центральной Азии. Документ отражает взаимную поддержку инициатив центральноазиатских государств, которые внесли значительный практический вклад в укрепление региональной безопасности и обеспечение устойчивого развития.
В резолюции конкретно отражены результаты прений в Совете Безопасности по Афганистану в январе 2018 года в период председательства Казахстана в Совете Безопасности ООН, а также регулярное проведение в Кыргызстане Всемирных игр кочевников. Кроме того, резолюция включала результаты международной конференции, посвященной борьбе с терроризмом и экстремизмом, организованной в Таджикистане в мае 2018 года. Страны Центральной Азии приветствовали предстоящий саммит Международного фонда спасения Арала в Туркменистане. Они также поддержали инициативу Узбекистана о проведении ежегодных консультативных совещаний лидеров стран Центральной Азии.
По сути, резолюция стала консолидированным ответом центральноазиатских государств, как на общерегиональные проблемы, так и на вызовы и угрозы глобализации. Консолидация региона позволила странам Центральной Азии значительно укрепить их роли как независимых субъектов международной системе, а также их способность брать на себя ответственность за настоящее и будущее региона.
Эта позитивная динамика в Центральной Азии беспрецедентна, поскольку региональные государства обрели независимость, и сейчас они достигли качественно нового уровня регионального сотрудничества.
ВЫВОДЫ: Видится две основные причины, способствовавшие развитию событий по нынешнему курсу.
Во-первых, страны Центральной Азии обрели независимость во время распада биполярного миропорядка, сопряженного с возникновением новых вызовов и угроз стабильности, усилением геополитического соперничества, эскалацией вооруженного противостояния в соседних регионах. Кроме того, тяжелое бремя внутриполитических, социально-экономических, идеологических и других проблем, с которыми столкнулись страны Центральной Азии в 1990-х годах, и последующий период усугубили ситуацию с безопасностью в регионе. Новые независимые государства Центральной Азии были заняты злободневными вопросами государственного строительства, поисками самоидентичности в глобальном мире. Во всех региональных государствах не хватало опыта как во внутренних, так и в зарубежных делах, и им пришлось сосредоточиться на собственных проблемах, а также на наиболее острых угрозах безопасности. Однако со временем государства Центральной Азии доказали свою способность укреплять политические системы и административные институты и разрабатывать собственные модели национального развития. Благодаря их интеграции в международное сообщество страны Центральной Азии приобрели опыт в разработке внешней политики, способной учитывать стратегические перспективы и преимущества регионального сотрудничества в условиях глобализации.
Во-вторых, Узбекистан в течение двух лет с приходом Мирзиеева к власти, преследовал новую региональную политику в Центральной Азии, которая способствовала разрядке конфликтов страны со своими соседями. В настоящее время страны Центральной Азии выражают твердую готовность к конструктивным изменениям в двусторонних и многосторонних отношениях. Государства региона в настоящее время сосредоточены на консолидации своих усилий по повышению их конкурентоспособности в мире и укреплению единства региона.
По данным МИД Узбекистана, все ведущие партнеры стран Центральной Азии, в том числе Россия, Китай, США и ЕС, активно участвовали в консультациях по разработке документа. Принятие резолюции ООН по Центральной Азии получило единодушную поддержку со стороны стран, представляющих все континенты мира, Австралии, Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Европы. Тем самым международное сообщество выразило свою твердую и безоговорочную поддержку усилиям центральноазиатских стран по углублению регионального сотрудничества, которое является одной из важнейших предпосылок стабильности и развития региона.
Действительно, безопасность Центральной Азии является неотъемлемой частью глобальной безопасности. В настоящий период, когда другие регионы мира подвергаются политической напряженности и конфликтам, стратегическая перспектива регионального сотрудничества в Центральной Азии особенно важна для международной безопасности. Растущая неопределенность, турбулентность и диспропорции в мировой экономике требуют от государств Центральной Азии более тесного и скоординированного взаимодействия для реализации общих проектов регионального развития.
Международное сообщество, включая региональные государства, признает, что только стабильная, динамично развивающаяся и процветающая Центральная Азия может стать привлекательным, конструктивным и долгосрочным партнером. Если страны Центральной Азии окажутся успешными в реализации этого видения своего региона, Центральная Азия может стать новой геополитической лабораторией стабильности и мира в Евразии.
Заключение. Резолюция ООН по Центральной Азии ознаменовала выход стран Центральной Азии в новую эру межгосударственных отношений. Это означает, что центральноазиатские государства при поддержке международного сообщества приступили к решительному курсу на региональное сотрудничество. Эти изменения в региональной динамике побудили международных партнеров кардинально пересмотреть свои подходы к Центральной Азии и действительно укрепляют перспективы продвижения безопасности, развития и процветания в стратегически важном регионе, расположенном в самом сердце Евразии.
БИО АВТОРА: д-р Батыр Турсунов является заместитель директора Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.
Предыдущее
Как достичь гармонии: Владимир Норов рассказал о приоритетах развития ШОС и узбекско-китайских отношений
Сегодня многие эксперты говорят о серьезном росте уровня узбекско-китайских отношений по всем направлениям сотрудничества за последние полтора года.
12.09.2018