В современном мире рынок страховых услуг является неотъемлемой частью экономики, так как он тесно связан с рынками потребительских товаров, капитала и ценных бумаг, труда и рабочей силы. В развитых странах этот сектор составляет значительную долю валового внутреннего продукта, а его объемы исчисляются миллиардами долларов.
В Узбекистане сфера страхования относится к разряду быстрорастущих отраслей и занимает важное место в контексте экономических реформ, поэтапно реализуемых в рамках Стратегии действий.
За последние годы деятельность страховщиков Узбекистана остается стабильной как по структуре участников рынка, так и составляющих этого бизнеса. Как было отмечено на совещании по вопросам развития рынка страховых услуг, проведенном Президентом, за первые шесть месяцев этого года объем страховых премий, собранных профильными организациями, вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вместе с тем специалисты выделяют ряд проблем, которые не позволяли сфере страхования занять достойное место в национальной экономике, внести значительный вклад в ВВП страны.
Во-первых, сфера, несмотря на заметные темпы развития, не поспевала за высокими темпами роста макроэкономических показателей страны. Сегодня ее доля в валовом внутреннем продукте Узбекистана составляет лишь 0,4 процента.
Во-вторых, население и бизнес не спешили воспользоваться услугами страховых компаний. Услуги все еще не смогли стать привлекательными для большинства граждан и организаций. Во многом это вызвано отсутствием региональных компаний, так как практически все они зарегистрированы только в столице. А наличие многочисленных представителей не стало эффективным решением проблемы. В то же время региональные рынки страховых услуг страны имеют потенциал дальнейшего развития.
В-третьих, у возможных страхователей отсутствовала уверенность в своевременном и полном получении страховых покрытий при наступлении страховых случаев. Это подтверждается тем, что объем возмещений, выплаченный клиентам за первую половину этого года, составил 11 процентов от всех собранных страховых премий в размере 887 миллиардов сумов. В мире же такой показатель составляет в среднем 50-60 процентов.
На устранение этих и других недостатков, усиление роли страхового рынка в развитии экономики страны, широкое применение современных инструментов в сфере и нацелено постановление Президента "О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан" от 2 августа 2019 года. Документ открывает совершенно новую страницу в развитии сферы страхования в государстве. При этом в нем основной упор делается на системный подход к реформированию отечественного рынка страхования и обеспечению его ускоренного роста.
В частности, основными направлениями определены: совершенствование нормативно-правовой базы этой отрасли, институциональное развитие системы регулирования сферы страхования, а также повышение уровня капитализации, платежеспособности и финансовой устойчивости профессиональных участников рынка. В приоритете - вопросы расширения объемов, спектра и повышения качества предоставляемых страховых услуг, совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка.
Кроме того, на базе Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов создается Агентство по развитию страхового рынка, на которое возложены задачи, в частности по обеспечению открытости и прозрачности функционирования страхового рынка и деятельности его профессиональных участников, защиты прав потребителей страховых услуг и других участников страховых отношений, содействию в повышении доверия населения к рынку страхования и развитии страховой культуры в обществе.
Говоря иными словами, именно агентство должно стать той структурой, которая будет внедрять передовые стандарты, создавать реальную конкурентную среду и на деле развивать рынок страхования в целом.
Отдельно затронуты вопросы совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, которые намечено решить посредством расширения обучения специалистов на заочном и вечернем отделениях вузов по направлению "Страховое дело". Абитуриенты будут приниматься на контрактной основе вне устанавливаемых квот приема без проведения тестовых испытаний. При этом вначале будет собеседование, а также станут учитывать наличие у кандидата стажа работы не менее двух лет на профильном рынке. Страховые компании, в которых работал абитуриент, гарантируют оплату контрактной суммы за учебу с условием обязательной отработки выпускником в этой организации в течение трех лет после окончания обучения. Процесс переподготовки и повышение квалификации будут осуществляться совместными усилиями Министерства финансов и фонда "Эл-юрт умиди".
Помимо вышеперечисленных, в постановлении главы государства обозначены и другие меры. Если же говорить в целом, то нацеленность на решение широкого спектра задач еще раз подтверждает стремление Узбекистана к продолжению курса на обновление всей рыночной инфраструктуры, формирование в ней современных финансовых механизмов и услуг, укрепление принципов свободной и открытой конкуренции.
Полная и качественная реализация мер, обозначенных в документе, позволит еще более укрепить доверие населения и бизнеса к страховым компаниям, увеличить объемы их капитализации. С другой стороны, он является руководством к действию в выведении отечественных страховых компаний на международный финансовый рынок, внедрении передовой системы корпоративного управления и получении международных рейтингов в этом направлении.
В целом же воплощение таких программных задач в реальность придаст импульс повышению инвестиционной привлекательности национального страхового рынка, развитию рынка капитала и на этой основе будет способствовать росту деловой активности в стране.
Адхамбек Рашидбеков.
ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Материал был опубликован в газете «Правда востока» №165 от 17 августа 2019 г.