Узбекистан находится в преддверии важного политического события - выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и депутатов местных Кенгашей.
Выборы имеют важное значение в реализации осуществляемых в стране демократических реформ, программных задач стратегического развития, определяемых на ближайшее будущее и перспективу.
Центральная избирательная комиссия на состоявшемся на прошлой неделе заседании назначила день выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и депутатов в местные Кенгаши на 22 декабря 2019 года. А с 20 сентября стартовала предвыборная кампания.
Предстоящие 22 декабря выборы принципиально отличаются от предыдущих. Прежде всего выборы этого года обеспечат обновление законодательной власти Узбекистана и представительных органов местной власти в соответствии с конституционными нормами и международными избирательными стандартами на основе периодичности.
Проведение по-новому выборов, во-первых, связано с повышающимися политико-правовым сознанием и культурой граждан, во-вторых, многогранностью предвыборных платформ политических партий, направленных на решение важных проблем в жизни государства и общества, в-третьих, признанием средств массовой информации в качестве «четвертой власти». Самое главное, что в развитии всех сфер жизни ключевое внимание уделяется обеспечению принципов открытости и гласности.
В Узбекистане, вступившем на демократический этап собственного развития, началась по-новому кампания по избранию депутатов в новый парламент и новые местные Кенгаши. Выборы этого года станут еще одним ярким проявлением передовых демократических идей, воплощенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны. Они являются неотъемлемой частью реализуемых динамичных реформ в политико-правовой, социально-экономической, культурной, духовно-просветительской сферах.
Проводимая государством последовательная и уверенная политика дает высокие результаты. Мировое сообщество признает растущий авторитет Узбекистана и стремится расширять с ним сотрудничество. Принципы многопартийности, политического плюрализма, многосторонности мнений, открытости, прозрачности и толерантности все более утверждаются в нашем обществе.
Следует отдельно отметить, Президент Республики Узбекистан 25 июня 2019 года подписал закон о внедрении в практику Избирательного кодекса, что стало важным событием в общественно-политической, экономической, правовой, духовнопросветительской жизни страны.
В текущем году впервые выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и депутатов местных Кенгашей пройдут на основе Избирательного кодекса, и право на выдвижение кандидатов получили пять политических партий. В их числе Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, Движение предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана.
Подготовка к выборам осуществляется в условиях дальнейшего углубления демократических процессов, повышенной общественно-политической активности граждан, роли политических партий и институтов гражданского общества, а также ускоренной модернизации избирательной системы в стране. В этом плане свой эффект дает сотрудничество с такими международными организациями, как ООН, ШОС, СНГ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
Выборы этого года значимы тем, что пройдут на основе общепризнанных международных избирательных принципов — универсальности, равенства, свободы, справедливости, тайности, открытости и отчетности. Это значит, что будет учтен каждый голос и каждый гражданин примет непосредственное участие в формировании представительных органов государственной власти: один избиратель один голос. Это значит, что на выборах в Узбекистане на практике будут всесторонне обеспечены открытость, гласность и прозрачность начиная от участковых избирательных комиссий до Центральной избирательной комиссии, то есть избирательные комиссии всех уровней осуществят свою работу в соответствии с высокими демократическими принципами.
Для этого в Узбекистане созданы все правовые основы и возможности. Это национальное избирательное законодательство, в которое имплементированы международные избирательные стандарты и нормы, многолетний опыт по проведению выборов, современные информационно-коммуникационные технологии, квалифицированные кадры. Самое важное, что руководство Узбекистана отличает преданность национальным традициям и современным демократическим идеям, сильная политическая воля. В нашем обществе утверждены общественно-политические, экономические, правовые, духовно-просветительские, демократические принципы.
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан и избирательные комиссии всех уровней в процессе подготовки к выборам и их проведения организуют свою работу, придерживаясь принципов открытости, гласности и прозрачности. Ярким доказательством тому является запуск в день начала объявления избирательной кампании Международного пресс-центра ЦИК, который оснащен современными информационно-коммуникационными технологиями. В церемонии открытия центра приняли участие члены избирательных комиссий разных уровней, руководители политических партий, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации, институтов гражданского общества. Следует отметить, что к работе приступили и региональные отделения Международного пресс-центра. Они также оснащены современными ИКТ. В них задействованы журналисты, ученые и эксперты-специалисты, обладающие большим опытом в сфере выборов. Кроме того, здесь в работающем в круглосуточном режиме колл-центре представители средств массовой информации, наблюдатели, в том числе международные, избиратели, любой желающий смогут получить ответы на вопросы, касающиеся не только избирательного процесса, но и нынешнего развития страны, ее истории и будущего.
В этом плане кратко остановимся на том, как организована подготовка к предстоящим выборам в нашей стране. Важной правовой основой служит новый Избирательный кодекс, отвечающий международным нормам и стандартам. Он был разработан и принят путем унификации норм действующих законов о выборах. После проведения подробного обсуждения проекта с участием широкой общественности, национальных и международных экспертов парламент страны принял Избирательный кодекс, состоящий из 18 глав и 103 статей.
Еще одно новшество - в национальную избирательную систему внедрены Информационная система управления избирательным процессом и Единый электронный список избирателей. В соответствии с требованием времени усовершенствована подготовка и переподготовка кадров для проведения выборов. Информационная система управления избирательным процессом была опробована в порядке правового эксперимента в ходе выборов депутатов в районные Кенгаши народных депутатов Ташкента, прошедших в декабре 2017 года, и получила высокую оценку отечественных и зарубежных экспертов.
Согласно утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии от 27 мая 2019 года программе основных мероприятий по подготовке к выборам в Олий Мажлис, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, которые пройдут в декабре 2019 года, работа по повышению знаний и навыков кандидатов в члены избирательных комиссий всех уровней будет организована в восемь этапов по «каскадному» методу. Впервые в истории страны налажено такое системное и широкомасштабное обучение активистов, принимающих непосредственное участие в процессе организации и проведения выборов. В этом году планируется организовать свыше 16 тысяч избирательных округов и участковых комиссий. До настоящего времени сформировано 70 и 748 групп тренеров республиканского и регионального уровня соответственно. На данный момент они обучили около 51 тысячи председателей, заместителей и секретарей избирательных комиссий. В семинарах тренингах по организации и проведению выборов свои знания и навыки повысят около 170 тысяч членов избирательных комиссий.
В настоящее время разработано специальное мобильное приложение «Сайлов-2019» для оперативного использования членами избирательных комиссий. Оно дополняется необходимыми данными. Работает специальный Telegram-бот.
В соответствии с Избирательным кодексом важным направлением работы ЦИК является разработка новых нормативно-правовых актов по организации и проведению выборов — инструкция, регламент и положения. До начала объявления избирательной кампании принято более десяти таких документов.
Принимаются все необходимые меры для повышения активности участия лиц с инвалидностью в процессе голосования. Будет уделяться отдельное внимание, чтобы места расположения избирательных участков были удобны для беспрепятственного голосования лицами с инвалидностью - посещения ими участков, в том числе на транспорте. Здания должны иметь отдельный вход и выход, условия для свободного передвижения (в них должны быть установлены пандусы или специальные сооружения, специальные кабинки). Также учитываются особые потребности лиц с инвалидностью при проведении предвыборной агитации политическими партиями и кандидатами в депутаты путем изготовления и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (использование сурдоперевода, субтитров, азбуки Брайля).
За процессом подготовки и проведения выборов в парламент страны и местные Кенгаши, в частности, за ходом голосования на выборах будут наблюдать представители действующих в нашей стране политических партий, местных органов самоуправления, международных организаций и зарубежных государств, журналисты, в том числе иностранные, - тысячи людей.
Говоря о наблюдателях международных организаций, необходимо привести одну цифру. В прошлых парламентских выборах принимала участие ограниченная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ из около 30 наблюдателей, в предстоящих выборах намечается прибытие примерно 300 наблюдателей от данной организации. По предварительным данным, миссия будет состоять из 30 долгосрочных и 250 краткосрочных наблюдателей. В функции долгосрочных наблюдателей входит наблюдение за избирательным процессом на разных этапах в регионах, а краткосрочные наблюдатели будут наблюдать непосредственно в день выборов в закрепленном за ними районе.
Выборы - это всегда своеобразный экзамен. Для страны, для избирателей и избираемых, для организаторов, для представителей средств массовой информации. Как отмечает глава нашего государства, в избирательном процессе мы еще раз продемонстрируем свое мировоззрение, свою политическую и правовую культуру, гражданскую позицию.
Мирзо-Улугбек АБДУСАЛОМОВ,
председатель Центральной избирательной комиссииРеспублики Узбекистан.
Материал был опубликован в газете «Народное слово» №199 от 25 сентября 2019 г.