Конституционная реформа в Узбекистане стала следствием множества эволюционных изменений в жизни общества, которые в той или иной степени требуют закрепления на законодательном уровне для их полноценного обеспечения и защиты интересов граждан.
На этом фоне Статья 33 обновляемой Конституции представляет собой новую редакцию Статьи 29 действующей Конституции с внесением некоторых дополнений и изменений. Часть третья статьи 33 проекта новой редакции Конституции гарантирует права доступа к Всемирной сети Интернет: «Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет».
I. Ученые и специалисты характеризуют Интернет исходя из его специфических особенностей. С точки зрения функционального назначения - это система, в которой концентрируется практически вся информации, созданная человечеством. Любой обитатель нашей планеты, имеющий необходимые технические средства, может пользоваться этой информацией (хранить, искать, передавать, использовать и т.д.).
С организационной стороны - Интернет представляется совокупностью коммуникантов, которые, находясь между собой в определенных взаимоотношениях, принимают участие в функционировании данной системы. Это владельцы программно-аппаратных средств, реализующих инфраструктуру Глобальной сети; сообщество специалистов, определяющих стандарты и правила функционирования сети Интернет; владельцы онлайн-платформ, которые предоставляют пользователям конкретные сервисы; владельцы компаний-провайдеров, обеспечивающие подключение пользователей к Интернету; компании, ведущие бизнес через Интернет; простые пользователи Сети - лица, использующие Интернет для удовлетворения своих информационных потребностей и др.
Как видится, сегодня, в век стремительного технологического развития, деятельность Интернета связывает огромное количество людей на Земле. Несмотря на расстояния и границы, Всемирная сеть предоставляет человеку безграничные возможности в области получения, передачи и распространения информации. Сегодня количество пользователей интернета в Узбекистане превысило 31 млн.
Это, в свою очередь, ставит перед обществом и государством задачу создать такие способы правоотношений в данной сфере, чтобы не допустить нарушения прав, свобод и интересов гражданина. При этом очень важно максимально сохранить полную реализацию положительных возможностей, которые предоставляет Всемирная паутина.
Именно этим обуславливается необходимость внесения поправок в Конституцию Республики Узбекистан, 29-статья которой констатирует неотъемлемое право на свободу мысли, слова и убеждений, право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
Кроме того, вносимые изменения являются конституционной гарантией реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030», которая направлена на дальнейшее развитие цифровой экономики и увеличение ее доли в ВВП как минимум в 2,5 раза к концу 2026 года.
Действующая Конституция не предусматривает нормы касательно Интернета. В условиях глобальной цифровизации и стремительного технологического развития в целом такая весомая составляющая человеческой жизнедеятельности должна быть защищена законом, а все отношения в этой сфере должны регулироваться правовыми нормами национального законодательства. Необходимость эта обусловлена острой потребностью использовать Интернет в рамках закона, в правовом поле. То есть каждый гражданин должен беспрепятственно реализовывать свое конституционное право искать, получать, обрабатывать, использовать нужную ему информацию.
II. Примечательно, что большое количество стран признают доступ в Интернет неотъемлемым правом человека. И это не случайно. В соответствии с Резолюцией от 3 июня 2011 года ООН признает право на доступ к Интернету в качестве одного из неотъемлемых прав человека. Аналогичные нормы содержатся в конституциях таких стран, как Грузия, Эстония, Мексика, Италия и др.
Так, статья 5A Конституции Греции признаёт право на участие в информационном обществе неотъемлемым правом человека и обязанности государства способствовать этому. Парламент Эстонии еще в 2000 году принял Закон о признании Интернет-доступа неотъемлемым правом человека. В Италии так же были внесены поправки в конституцию, признавшие доступ к Интернету неотъемлемым правом личности.
Таким образом, право на доступ к Интернету расценивается как одно из неотъемлемых прав человека, которое должно быть обеспечено государством, так как оно само обеспечивает реализацию права на свободу слова.
Сегодня в Узбекистане идет процесс развития информационно-коммуникационных технологий, многократно увеличивается количество пользователей Интернетом, что обуславливает необходимость закрепления в основном законе незыблемость права доступа к Всемирной сети, которое в свою очередь, будет способствовать формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сети Интернет. Важно отметить, что в Узбекистане в зоне действия мобильного интернета находится 95% населения, а высокоскоростного проводного до 70%, и продолжает увеличиваться.
Более того, поправка к Конституции относительно свободы доступа к Интернет должна благоприятствовать повышению позиций нашей страны в международных рейтингах. Так, в Узбекистане, как отмечается в Докладе неправительственной правозащитной организации Freedom House, зафиксировано некоторое увеличение свободы Интернета - страна четвертый год подряд улучшает свои баллы в международном рейтинге «Свобода в Интернете».
В целом, безусловно, закрепление в основном законе страны права свободного доступа к Интернету значительно расширяет возможности пользования им. В Конституции Узбекистана более половины предлагаемых в новой редакции норм направлены на укрепление гарантий и усиление механизмов защиты прав и свобод человека.
Это все позволит вывести законодательную базу Узбекистана на новый уровень, а также повысить и укрепить имидж страны в мировом сообществе. Обеспечение гарантированных прав является неотъемлемым атрибутом демократических преобразований в государствах, нацеленных на развитие и совершенствование социальных, экономических и политических благ для своего народа.
Руслан Халидов,
Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан