Молодёжный парламентаризм: платформа стратегических действий

Во всем мире уделяется большое внимание институтам, посредством которых молодежь может повлиять на решение актуальных вопросов и проблем, касающихся ее прав, свобод и законных интересов, приобщиться к демократическим ценностям, стать реальным участником формирования гражданского общества. Одним из таких институтов выступает молодежный парламентаризм.

Молодежный парламентаризм – система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры – молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

На международном уровне процесс становления молодежного парламентаризма (МП) насчитывает около ста лет. Модель формирования такой структуры берет свое начало в странах Западной Европы и США.

К примеру, в Великобритании она развивается на уровне конкретных территорий. Так, МП Шотландии был основан в 1999 году. В настоящее время объединяет 200 молодых жителей страны в возрасте от 14 до 25 лет.

В России на федеральном уровне функционируют два самостоятельных формирования: Молодежный парламент при Госдуме (МПГД) и Палата молодых законодателей при Совете Федерации.

МПГД создан в целях содействия деятельности Госдумы в области законодательного регулирования прав и законных интересов юношей и девушек. Не менее трех раз в год проводятся заседания МПГД, где молодые парламентарии принимают решения в форме рекомендаций и направляют их на рассмотрение в профильные комитеты Госдумы.

Как показывает изучение опыта создания молодежных парламентов, их цель – предоставление площадки для подрастающего поколения по решению важных общественно-политических и социально-экономических задач, затрагивающих его интересы. Тесное взаимодействие с властью МП способствует решению проблем юношей и девушек, укреплению их позиции в отстаивании собственных прав.

Во многих странах Западной Европы партнерство государственных органов и молодежи посредством МП вошло в практику государственной молодежной политики. Такие структуры – своеобразная школа для будущих специалистов, «селекция» перспективных кадров (повышение правовой культуры молодых людей, их активности в общественной жизни страны, укрепление патриотизма, чувства ответственности, расширение кругозора).

В Узбекистане есть огромный потенциал для создания эффективно действующего молодежного парламента. Так, в январе нынешнего года по инициативе центра «Стратегия развития» совместно с Законодательной палатой Олий Мажлиса и Союзом молодежи была проведена модель парламента. Не являлась постоянно действующей общественной структурой, она позволила 150 активным юношам и девушкам попробовать себя в роли депутатов.

В ходе мероприятия участники ознакомились с деятельностью нижней палаты парламента. Разделившись на фракции и депутатские группы, молодые парламентарии в ходе пленарного заседания рассмотрели законопроект «О волонтерской деятельности в Республике Узбекистан».

Налаживание такого эффективного механизма в структуре МП позволит повысить международный имидж страны в сфере молодежной политики, рассматривать его как один из методов реализации инициативы Узбекистана по разработке международной Конвенции ООН о правах молодежи, активизировать участие молодых граждан в реализации реформ во всех сферах жизни.

Молодежный парламентаризм в Узбекистане позволит увеличить представительство молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти, активизировать участие юношей и девушек в политической жизни общества и деятельности государства, а также применить принципы эффективного управления государственной системой.

Газета «Молодежь Узбекистана»

№51, 20 декабря 2018 г.