Официальный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Соединенные Штаты Америки большинство международных обозревателей еще до начала переговоров в Вашингтоне охарактеризовало как исторический. Проведенные в течение трех дней встречи лидера Узбекистана в Белом доме, Конгрессе, ключевых ведомствах, крупных корпорациях и международных финансовых институтах показали, что выбранная характеристика не просто эпитет.
Главе Узбекистана был оказан особенно теплый прием, сопровождавшийся высочайшим уровнем протокола и личным вниманием со стороны Президента США Дональда Трампа, что является важным индикатором в дипломатии. По итогам переговоров в Вашингтоне принято Совместное заявление глав государств «Узбекистан и Соединенные Штаты Америки: начало новой эры стратегического партнерства». Подписан пакет документов, нацеленных на дальнейшее укрепление взаимовыгодных связей в разных сферах. Среди них протоколы о намерениях расширения двусторонних торговых связей, сотрудничества по линии высшего образования и академических исследований, сельского хозяйства и энергетики. Заключены меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству в процессе вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию и по проведению в 2018 году в Ташкенте Центральноазиатского торгового форума. Между Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана и Экспортно-импортным банком США подписан меморандум о финансировании совместных проектов. Компании двух стран подписали более 20 крупных контрактов на сумму более 4,8 миллиарда долларов.
В штаб-квартире Всемирного банка заключены кредитные соглашения на 940 миллионов долларов. Они пойдут на финансирование четырех новых проектов в Узбекистане в области улучшения энергоэффективности, плодоовощеводства и услуг экстренной медицинской помощи. Таким образом в совместную программу по сотрудничеству, рассчитанную до 2020 года, включено 27 важных проектов. Их общая стоимость превышает четыре миллиарда долларов, из них три миллиарда – кредиты Всемирного банка. Кроме того, подписано Соглашение о консультационных услугах с Международной финансовой корпорацией (IFC), входящей в группу Всемирного банка. Она окажет содействие в развитии государственно-частного партнерства с целью привлечения частных инвесторов для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации солнечных электростанций в Узбекистане. Ожидается мобилизация инвестиций объемом до одного миллиарда долларов на реализацию подобных проектов.
В сфере безопасности стороны приняли пятилетний план сотрудничества в военной и военно-технической сфере, нацеленный на укрепление мира и стабильности в регионе.
Однако, историческое значение визита определяется не только впечатляющими результатами прошедшего узбекско-американского саммита на высшем уровне. Ведущие американские, европейские, российские, китайские и центральноазиатские исследователи видят в нем ряд важных тенденций, вытекающих из динамичной внутренней и внешней политики, проводимой Шавкатом Мирзиёевым.
Первое: признание США колоссального прогресса в реализации важных политических, экономических и социальных реформ в Узбекистане. С начала 2017 года новое руководство Узбекистана проводит широкомасштабные реформы практически во всех сферах, улучшая социальную атмосферу, международный имидж страны, инвестиционный и деловой климат.
Как отметил вице-президент Американского совета по внешней политике Илан Берман, «это можно назвать «Экстремальное преображение: вариант в Центральной Азии». Сегодня среди пяти постсоветских республик, входящих в регион, есть обнадеживающие признаки политического динамизма и вновь обретенного стремления к интеграции. В центре этих изменений находится Узбекистан, который запустил далеко идущую программу реформирования и модернизации государства».
Вместе с тем, любые внутренние реформы обречены при возникновении серьезных внешних препятствий. Поэтому для Узбекистана жизненно важны хорошие отношения со всеми ведущими мировыми державами, включая Россию, Китай и США. При этом если отношения Ташкента с Москвой и Пекином выстраиваются в русле естественного процесса в силу географической близости, то Вашингтон продолжает оставаться глобальным лидером, влияющим на развитие ключевых регионов мира.
В данном контексте чрезвычайно важна полученная в Вашингтоне поддержка реформ Шавката Мирзиёева, признание возрастающей роли Узбекистана как экономического лидера и оказание ему содействия в получении членства в ВТО. Реализация достигнутых договоренностей позволит создать прочную основу для открытия новых возможностей по расширению узбекско-американского торгового, инвестиционного и экономического сотрудничества. США, имея значительное преимущество в сферах инноваций и высоко технологичной промышленности, могут поддержать модернизацию узбекской экономики, подготовку профессиональных кадров и развитие научно-технического потенциала.
Подписанные в ходе официального визита в США коммерческие договоры и соглашения с Узбекистаном посылают четкий сигнал деловым кругам других стран, подтверждающий долгосрочную стабильность узбекского рынка. В этой связи, значительный интерес к инвестированию в растущую экономику Узбекистана проявляют такие развитые страны, как Китай, Россия, Республика Корея, Германия, Япония, Франция, и другие.
Второе: возрастающий международный авторитет Узбекистана как государства с последовательной и конструктивной внешней политикой. Внешняя политика Ташкента всегда отличалась прагматичностью и ответственностью, а также нацеленностью на практический результат.
Следует отметить, что страна одной из первых приняла на законодательном уровне Концепцию внешнеполитической деятельности, определив долгосрочную стратегию в этой сфере. В ней сформулированы основополагающие принципы: открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений; приверженность общепризнанным международным нормам и принципам, сохранению мира и безопасности; равноправие и взаимная выгода; уважение суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и невмешательство во внутренние дела государств; мирное урегулирование споров и неприменение силы или угрозы силой.
На этой концептуальной основе Узбекистан эффективно выстраивает взаимовыгодные, основанные на взаимном уважении отношения с большинством стран мира, ведущими международными и региональными организациями. При этом в Ташкенте исходят из того, что развитие отношений с одной державой не направлено против интересов других. По мнению эксперта Московского государственного института международных отношений А.Казанцева, страна стремится к сохранению баланса интересов внешних сил, что обеспечивает платформу для конструктивного взаимодействия между ними в Центральноазиатском регионе.
Президент Шавкат Мирзиёев наладил доверительные и уважительные связи со многими мировыми лидерами. В 2017 году состоялись его государственные визиты в Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Турецкую Республику и Республику Корея, которые стали наиболее значимыми в истории отношений с этими государствами. В настоящее время ведется подготовка к переговорам на высшем уровне с ведущими странами Европы.
Следует особенно отметить усилившуюся роль Ташкента в деятельности международных организаций. Лидер Узбекистана принял участие в заседании Генассамблеи ООН, саммитах СНГ, ШОС, ОИС, обозначив новую «проактивную» позицию по вопросам повестки дня. Ответственный подход узбекской стороны к проблемам устойчивого развития, обеспечение стабильности и безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне заслужили высокое уважение со стороны партнеров.
В этой связи для Узбекистана Соединенные Штаты – важнейший стратегический партнер, располагающий наибольшим политико-военным и экономическим потенциалом и играющий центральную роль в обеспечении глобальной безопасности. Развитие всестороннего взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с США сохраняет приоритетное значение во внешней политике страны.
Основные направления такого сотрудничества между двумя странами отражены в положениях Декларации о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Соединенными Штатами Америки, подписанной 12 марта 2002 года.
Успешное узбекско-американское сотрудничество объективно способно стабилизировать ситуацию в регионе Центральной и Южной Азии. Кроме того, узбекская модель осуществления внешней политики и взаимодействия с ведущими мировыми игроками может стать образцом для стран постсоветского пространства. Это позволит повысить их устойчивость в процессе поиска своей современной идентичности.
Третье: благотворное влияние региональной политики Ташкента на обстановку в Центральной Азии и Афганистане. Узбекистан возобновил близкие контакты со всеми странами Центральной Азии и Афганистаном с целью превращения региона в зону стабильности и устойчивого развития, формирования здесь атмосферы доверия и добрососедства.
По оценкам эксперта Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании (RUSI) Р. Пантуччи, «катализатором перемен в регионе Центральной Азии стала смена руководства в Узбекистане. Многолетние региональные «блокады» смягчились, и, несмотря на то, что еще предстоит решить ряд сложных двусторонних вопросов, 2017 год показал: в региональных отношениях наблюдалось большее движение, чем за последние два десятилетия. Решение Ташкента принять у себя конференцию по афганской проблеме, играть большую роль в восстановлении и развитии Афганистана, быть активным в многосторонних форматах открыло новые просторы для взаимодействия».
Международной общественности известны конструктивные инициативы и предпринимаемые практические меры Узбекистана по решению острых региональных проблем – афганское урегулирование, высыхание Арала, вопросы рационального использования водных ресурсов трансграничных рек, создание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.
Не случайно благодаря своей независимой, взвешенной, сбалансированной внешней политике в последние годы Узбекистан характеризуется как «гарант стабильности и устойчивого развития» Центральной Азии.
В свою очередь активная и конструктивная роль страны в региональных делах превращают Узбекистан в привлекательного партнера для США. Узбекистан может сыграть важную роль в поддержке стратегии международной коалиции в Афганистане по установлению мира.
Более того, китайские эксперты из Шанхайской академии общественных наук поддерживают мнение о том, что сотрудничество между Узбекистаном и США по Афганистану будет способствовать развитию транзитного потенциала и дальнейшей интеграции стран региона в систему международных торгово-экономических отношений.
В качестве важного результата официального визита узбекского лидера в США можно отметить поддержку Вашингтоном инициатив Ташкента в афганском направлении. Реализация предложений Президента Узбекистана по учреждению механизмов консультаций глав государств Центральной Азии, а также экономической, социальной и культурной интеграции Афганистана в регион, без сомнения, позволит со временем преодолеть афганский кризис и создаст условия для развития в Центральной и Южной Азии.
Сегодня, когда в Узбекистане и США функционируют новые правительства со «свежим» взглядом на решение международных и внутренних проблем, наблюдаются обнадеживающие перспективы дальнейшего углубления отношений двух стран. Стороны имеют общее стремление сохранить мир и стабильность в региональном и глобальном масштабе, развивать взаимовыгодные и долгосрочные отношения. Именно эти интересы и обусловили повестку дня узбекско-американских переговоров на высшем уровне. Достигнутые по всем вопросам договоренности свидетельствуют о полном взаимопонимании в двусторонних отношениях. Это вселяет уверенность, что Вашингтон и Ташкент своевременно и максимально эффективно будут воплощать их в жизнь, принося пользу своим народам и народам всех государств региона.
Санжар ВАЛИЕВ,
заместитель руководителя центра
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
http://xs.uz/ru/site/newspaper/