Ташкент-Баку: стратегическое партнерство с широкими возможностями
Всестороннее развитие отношений с Азербайджаном возведено Узбекистаном в ранг ключевых внешнеполитических приоритетов. История наших двусторонних связей тянется из глубины веков и с каждым годом мы дополняем ее новыми страницами. Особенно в последнее время узбекско-азербайджанские отношения вышли на траекторию устойчивого роста.
Огромная заслуга в этом принадлежит лидерам наших стран, которые раз за разом задают новые вводные для взаимного сближения и укрепления нитей дружбы между народами двух братских государств. 2017 год был отмечен небывалой активизацией диалога на самом высоком уровне, который запустил своего рода «эффект домино» в отношениях двух крупных стран. Обмен делегациями только по линии министерств, ведомств, парламентов и крупных общественных объединений стал настолько интенсивным, что за последние пять лет их число превысило свыше 50. И этот процесс только набирает свои обороты.
Динамика узбекско-азербайджанского сотрудничества наиболее ярко демонстрирует формирующаяся двусторонняя договорно-правовая база, которая за последние 7 лет пополнилась 33 документами и сегодня насчитывает 134 соглашений. Среди них особое внимание стоит уделить Декларации об углублении стратегического партнерства и развития всестороннего сотрудничества между Узбекистаном и Азербайджаном подписанной в 2022 году. Ее принятие показало, что отношения между нашими государствами приобретают особый, все более глубокий характер. Это также стало важным индикатором твердой политической воли лидеров двух государств всесторонне расширять диалог за счет новых форматов взаимодействия на всех уровнях.
В документе определены такие важные области сотрудничества, как углубление торговли, развитие промышленной кооперации, энергетическое сотрудничество, совместное раскрытие транспортно-логистического потенциала, укрепление культурно-гуманитарных связей.
Одним из ее важных итогов стало проведение первого в 2023 году межрегионального форума, на котором было подписано 11 документов в сфере инвестиций, развития межрегионального сотрудничества, предпринимательства, горной промышленности и виноделия. В их числе - межправительственное соглашение о создании совместного инвестфонда на $500 млн. Эта цифра не является окончательной и со временем может быть значительно увеличена.
Совершенно бесспорно, что Узбекистан и Азербайджан все больше рассматривают друг друга как экономически перспективных партнеров, что подтверждает растущий обоюдный запрос на расширение связей со стороны крупного и малого бизнеса. Достаточно взглянуть на динамику двустороннего товарооборота, чтобы понять масштабы взаимного интереса. За последние 7 лет он впервые в истории показал шестикратный рост, достигнув по итогам 2022 года $181,8 млн. При этом только с начала текущего года он увеличился на 70%, составив $141,7 млн. В течение последующих 5 лет в планах довести его объемы до $1 млрд.
Существенный прогресс наблюдается и в сфере инвестиционного сотрудничества. Азербайджан в 2022 году инвестировал в экономику Узбекистана $12 млн. При этом если в 2022 году в Узбекистане действовало 178 компаний с азербайджанским участием, то в настоящее время их число возросло до 209. Наши компании пока не так масштабно представлены на азербайджанском рынке - их число составляет около 70.
Однако мы рассчитываем, что этот показатель будет неуклонно увеличиваться, особенно если учесть, что Ташкент и Баку уже начали осваивать новые сферы взаимодействия, в том числе с развитием кооперационных связей, которых раньше не было. Это, в частности, сфера энергетики, транспорта, коммуникаций, электротехники, производства строительных материалов, текстильной и пищевой промышленности.
Благодаря совместной кооперации за последние два года автомобильная отрасль стала одним из ключевых звеньев узбекско-азербайджанского партнерства. В 2021 году компания UzAuto Motors совместно с азербайджанским автомобильным заводом «Азермаш» запустили крупноузловое сборочное производство автомобилей Chevrolet в Гаджигабульском районе Азербайджана. Сегодня предприятие способно выпускать до 5 тыс. авто ежегодно.
Однако это не стало пределом достигнутого и в целях расширения производственных мощностей было принято решение о строительстве нового завода. Его введение в строй в 2025 году увеличит выпуск до 30 тысяч единиц в год, что позволит создать свыше 1200 новых рабочих мест. Поставки запланированы как на внутренний рынок Азербайджана, так и на внешний.
Укрепление сотрудничества между производителями двух стран по выпуску конкурентной продукции вполне укладывается в логику целей внутреннего развития как Узбекистана, так и Азербайджана. Наши государства движутся по пути ускоренного развития своей промышленности. Благодаря принятым в последние годы мерам по модернизации и стимулированию отраслей реального сектора, Узбекистану удалось увеличить промышленный вклад в экономику с 20,6% в 2016-м до почти 30% в 2022 году, при этом доля обрабатывающей промышленности превысила 80%. В то же время доля промышленности в структуре ВВП Азербайджана уже достигла 43%.
Общность подходов двух государств к стратегиям своего внутреннего развития и наличие колоссальных производственных, технологических, кадровых и природных ресурсов открывают перед Узбекистаном и Азербайджаном возможность и далее совместно реализовывать различные кооперационные проекты, к примеру, в электротехнической отрасли. Сегодня Азербайджан производит алюминий в размере 50 тыс. тонн в год, который в основном экспортируется в необработанном виде. При совместной координации он может использоваться в качестве сырья для производства электротехнической продукции, в том числе для экспорта в третьи страны.
Есть также перспективы создания совместных предприятий с крупными азербайджанскими производителями строительных материалов. Взаимодействие в этом направлении может стать обоюдовыгодным с учетом заинтересованности Азербайджана в привлечении узбекских деловых кругов, строительных компаний к реализации планов Баку по восстановлению и развитию земель Карабаха и Зангиланского района.
В сфере энергетики узбекские и азербайджанские компании имеют потенциал наладить сотрудничество в строительстве солнечных электростанций и выпуске важных компонентов для развития ВИЭ на территории Узбекистана. Это в перспективе позволит нарастить экспортные возможности двух государств, что является очень актуальным в условиях общемирового тренда на переход к возобновляемым источникам энергии. Совместный опыт в этой сфере, при своей успешной апробации, впоследствии может быть применен в условиях Центральной Азии. Поскольку регион имеет не только огромный потенциал чистой энергии, но и обладает еще и одним из самых больших запасов редкоземельных металлов, спрос на который неуклонно возрастает в странах, активно лоббирующих «зеленую повестку».
Согласно исследованию Центра энергетических исследований Норвежского института международных отношений, «Центральная Азия, станет новой горячей точкой для добычи полезных ископаемых и крупным мировым поставщиком отдельных критических материалов для экологически чистых энергетических технологий». Запасами таких важных металлов сегодня обладает Центральная Азия, что делает вопрос сотрудничества по развитию ВИЭ как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в перспективе в условиях региона, очень актуальным.
Узбекистан и Азербайджан объединены взглядами и в вопросе формирования разветвленной системы транспортно-логистических коридоров. Наши страны рассматривают эту задачу в качестве важного фактора роста своих экономик. Ввиду этого расширение практического сотрудничества в области развития транспортных коммуникаций начинает занимать все более приоритетное место в повестке узбекско-азербайджанского взаимодействия.
Обладая в регионе Центральной Азии и Южном Кавказе схожими географическими преимуществами, Азербайджан вполне может стать для Узбекистана воротами в Европу, в то время как Узбекистан для Азербайджана воротами в Азию. Сегодня мы активно используем возможности железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, обеспечивающей выход узбекских товаров на мировой рынок. Рассчитываем нарастить поставки по данной транспортной магистрали, с учетом того, что ее пропускная способность к 2024 году будет доведена до 5 млн тонн в год.
Перспективным видится наращивание грузоперевозок через Бакинский международный морской торговый порт. В этом году Узбекистан начал работу над открытием в порту Алят собственного терминала путем использования государственно-частного партнерства. На стадии проработки вопрос создания инфраструктуры в этом порту для складирования и хранения грузов из Узбекистана. К концу года планируем увеличить поставки через порты Азербайджана и Грузии до 1,5 млн тонн.
В разрезе достижения задач по обеспечению кратчайшего сухопутного пути из Азии в Европу, Ташкент приветствует заинтересованность Баку в продлении железнодорожных магистралей Китай - Кыргызстан - Узбекистан до Каспийского моря. Это существенно усилит позиции Узбекистана и Азербайджана в системе международного транзита и превратит государства Центральной Азии в ключевую наземную артерию, соединяющую Азербайджан с Китаем и регионом Южной Азии в целом.
Узбекистан также видит обоюдовыгодный интерес в рамках восстановления Зангезурского коридора, который будет содействовать наикратчайшему выходу на рынки Европы. Сотрудничество по всем этим проектам послужит созданию единой транспортной сети между нашими странами, обеспечит более глубокую интеграцию всех государств Центральной Азии и Южного Кавказа в региональные и глобальные цепочки поставок.
Узбекско-азербайджанские отношения имеют многогранный характер и основываются на учете взаимных интересов и сотрудничестве в тех областях, которые действительно приносят пользу обеим странам. Таких точек пересечения у Узбекистана и Азербайджана очень много. Понимание этого лежит в основе политики Ташкента и Баку по отношению друг к другу в последние годы.
Мы наблюдаем как лидеры наших государств Шавкат Мирзиеев и Ильхам Алиев постоянно поднимают планку двусторонних отношений, в результате чего узбекско-азербайджанское взаимодействие перерастает в подлинное стратегическое партнерство с широкими возможностями.
Такое укрепление сотрудничества - это не только ценный актив для развития двустороннего диалога, но и важный фактор в деле укрепления связей между Центральной Азией и Южным Кавказом, создания в их рамках благоприятной основы для развития экономического, инвестиционного, транспортного взаимодействия. Обеспечение этих условий будет, в конечном счете, послужит надежной гарантией сохранения безопасности и устойчивого развития всего обширного макрорегиона.