Туркменистан, в настоящее время председательствующий в Международном фонде спасения Арала (МФСА), готовится к проведению саммита глав государств-учредителей Фонда, который намечен на третью декаду августа 2018 года. В последний раз встреча глав государств-учредителей Фонда состоялась 9 лет назад в Алматы. С тех пор возник ряд актуальных вопросов, которые могут решить на саммите президентов.
Гость редакции – главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований, эксперт по узбекско-туркменским отношениям Нигора Шахимарданова расскажет о роли Туркменистана в деятельности МФСА и о текущей экономической ситуации в этой центральноазиаткой стране.
- Ашхабад выдвинул ряд важных инициатив, в числе которых разработка Специальной программы ООН для бассейна Аральского моря и выделение аральской проблематики в отдельное направление деятельности ООН. Как считают эксперты, реализация туркменских инициатив позволит качественно улучшить социально-экономическую и экологическую обстановку в Приаралье. Что вы думаете об этом?
- С 2017 по 2019 годы Туркменистан председательствует в Международном фонде спасения Арала. Республика намерена не просто координировать работу, но и создавать условия для решения вопросов в cферах экологии и водохозяйства в бассейне Аральского моря.
ВСТАВКА: Фонд был учрежден в 1993 году пятью странами Центральной Азии — Туркменистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном.
Туркменистан играет активную роль в продуктивной работе МФСА, в том числе в разработке программы по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря. По этой проблеме республика намерена тесно сотрудничать с международными организациями, в особенности, с ООН и ее структурами.
На это нацелены инициативы, озвученные Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», Саммите ООН по устойчивому развитию на период после 2015 года, состоявшемся в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, III Всемирной конференции ООН по снижению риска стихийных бедствий в
Японии и VII Всемирном водном форуме в Республике Корея.
В их числе – предложения об открытии в Ашхабаде Регионального центра по технологиям, связанным с изменением климата в Центральной Азии, для работы которого туркменская сторона готова предоставить необходимую инфраструктуру в Ашхабаде, а также о разработке специальной Программы ООН по спасению Арала и Водной Стратегии ООН.
Масштабные мероприятия, которые намечено осуществить в рамках председательства Туркменистана в МФСА, позволят придать совместной деятельности системный характер и направить ее на достижение конкретных результатов.
- Туркменистан сегодня активно модернизирует свою экономику посредством внедрения передовых зарубежных технологий, что вызывает закономерный интерес в соседних странах.
- Да, вы правы, несмотря на сохранение влияния международного экономического кризиса, Туркменистан активно продолжает политику модернизации стратегически важных секторов экономики. В этом контексте заслуживает внимание существующая внутренне согласованная система стратегического планирования, в основе которой лежит Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2011−2030 годы. Основные акценты этого документа направлены на наращивание основ для формирования динамичной, диверсифицированной, конкурентоспособной и высокотехнологичной экономики, позволяющей обеспечить рациональное использование имеющегося потенциала и устойчивое долгосрочное экономическое и социальное развитие Туркменистана.
-С учетом заметной активизации экономического развития Туркменистана акцент делается на углублении переработки углеводородных ресурсов? С чем это связано?
- Ну, во-первых, ускоренное строительство современных предприятий по глубокой переработке газа. В Ахалском велаяте возводится завод по производству бензина из природного газа мощностью 600 тыс тонн. В Балканском велаяте строится газохимический комплекс по производству 386 тыс тонн полиэтилена и 81 тыс тонн полипропилена. Производимые объемы газохимической продукции позволят не только полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, но и постепенно нарастить объемы их экспорта.
Во-вторых, активное внедрение современных технологий в химическую промышленность. В настоящее время в структуре Государственного концерна «Туркменхимия» - 10 производств. На основе заключенного контракта с консорциумом компаний «Mitsubishi Corporation» (Япония) и «GAP Inşaat Yatirim ve Diş Ticaret A.Ş.» (Турция) в городе Гарабогазе Балканского велаята завершается строительство завода мощностью 1 млн.155 тыс. тонн карбамида в год. Более того в 2017 году при участии белорусских специалистов был введен в строй Гарлыкский калийный комплекс по производству удобрений мощностью 1,4 млн. тонн. Все это усилит импортозамещение и позволит нарастить экспортный потенциал.
В-третьих, в результате комплексной модернизации нефтегазовой промышленности за первое полугодие 2018 года увеличилось производство нефтепродуктов на 33,5%. В частности, мазут – на 13%, нефтяной кокс – на 9,3%, полипропилен – на 6,1%. В 2017 году Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) заключил контракт с консорциумом в составе «WTL» (ОАЭ) о строительстве новой установки замедленного коксования, которая будет способствовать углублению переработки нефти до 94%. В июле текущего года при содействии «P.T.Istana karang Laut.» (Индонезия) в ТКНПЗ введено предприятие по выпуску биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки. Стоимость проекта примерно – 32 млн. евро.
В-четвертых, продвижение индустрии текстиля. Сегодня в текстильных предприятиях страны установлены инновационные оборудования таких передовых компаний как «Monforts», «Saurer» (Германия), «SSM», «Rieter» (Швейцария). В то же время за последний период при активном участии турецкой компании «Cotam Enterprises Ltd.» были построены и введены в строй Геоктепинский и Байрамалийский текстильные комплексы, Абаданская хлопкопрядильная фабрика. В сфере текстильной промышленности страны функционируют более 70 предприятий. Их мощности позволяют выпускать до 118 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, 178 млн. квадратных метров тканей, 11 тыс. тонн трикотажного полотна, 7,2 тыс. тонн махрового полотна и 100 млн. штук швейных и трикотажных изделий.
В-пятых, развитие транспортно-коммуникационных связей международного значения. В конце 2016 года введена в строй первая очередь Азиатского международного железнодорожного транспортного коридора - железная дорога, соединяющая Туркменистан с Афганистаном. В марте 2017 года в рамках визита Президента РУ Ш.М.Мирзиёева состоялось открытие новых железнодорожных и автомобильных мостов Туркменабат-Фараб через Амударью. Ввод в эксплуатацию в мае текущего года нового суперсовременного международного порта в Туркменбаши, который откроет новые возможности для развития межрегионального экономического сотрудничества. Порт сразу же был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире гавань, расположенная ниже уровня моря. Проект общей площадью около 150 га рассчитан на обработку 17-18 млн. тонн грузов в год, а также обслуживание 300 тыс. пассажиров и 75 тыс. трейлеров.
По оценкам экспертов, с одной стороны, это позволит Ашхабаду позиционировать себя как важное и гарантированно безопасное направление транзитно-коммуникационной сети региона. С другой стороны, принятие такой нормы обусловлено стратегическим планом туркменского руководства по превращению страны в логистический центр регионального и континентального значения.
- Кстати, парламент Туркменистана одобрил законопроект «О транспортной безопасности», который направлен на урегулирование организационно-правовых, и экономических вопросов обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Какие объекты транспортного комплекса, в качестве основных, выделяет руководство страны?
- Среди основных объектов транспортного комплекса страны выделяются следующие: а) железная дорога «Казахстан–Туркменистан–Иран»; б) транзитный коридор «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар»; в) аэропорты в Ашхабаде и в других регионах страны; г) скоростные автомагистрали; д) мосты через Амударью; е) международный морской порт города Туркменбаши.
Туркменские парламентарии подчеркивают, что данный законопроект станет юридической гарантией для использования зарубежными инвесторами транспортно-транзитных возможностей страны. Примечательно, что в период 2011-2016 годы для развития транспортно-коммуникационной отрасли страны выделены инвестиции в размере более 7 млрд. долл.
По оценкам экспертов, с одной стороны, это позволит Ашхабаду позиционировать себя как важное и гарантированно безопасное направление транзитно-коммуникационной сети региона. С другой - принятие такой нормы обусловлено стратегическим планом туркменского руководства по превращению страны в логистический центр регионального и континентального значения.
В этой связи хочу напомнить, что возведенный недавно Международный морской порт города Туркменбаши будет выполнять функции крупнейшего транзитного узла региона. На наш взгляд, все это будет способствовать региональному развитию.
Источник: Uzbekistan Today