Сельскохозяйственное образование в фокусе ЕС: пользы для Узбекистана

Аграрный сектор - это один из основных отраслей экономики Республики Узбекистан. Данная отрасль снабжает население продуктами питания и обеспечивает сырьем промышленность страны. Последние годы наблюдается высокий темп роста численности сельского населения, в том числе трудоспособного. Обеспечение стабильной занятости и роста доходов на селе, а также повышение благосостояния населения во многом зависит от развития аграрной сферы и предпринимательства в сельских районах.

В прошлом году на курултай работников сельского хозяйства Узбекистана Президент Ш.М.Мирзиёев одной из серьезных проблем назвал отставание науки, ориентированной на развитие сельского хозяйства. Также была отмечена необходимость развития аграрной науки и селекции, внедрения передовых агротехнологий в Узбекистан. В этой связи особую практическую значимость приобретает изучение передового опыта зарубежных стран в сфере сельского хозяйства.

В настоящее время в силу старения сельского населения Европы одной из важнейших проблем становится обучение молодых кадров и фермеров, их консультирование в сфере применения агроинноваций. Это обусловлено с тем, что фермеры играют жизненно важную роль в обеспечении продовольственной безопасности 500 млн. граждан стран Европейского Союза (ЕС).

По данным Европарламента около 22,5 млн. человек регулярно заняты в сельском хозяйстве ЕС, из них 8,7 млн. работают полный рабочий день. Вместе с тем, большинство из них старше 55 лет, и лишь 6,9% моложе 35 лет. 58,2% из общего числа рабочей силы, задействованных в аграрном секторе, - мужчины. Наибольшая доля женщин-фермеров приходится на Литву (48,2%), за которой следуют Румыния, Латвия, Венгрия и Польша.

В целях привлечения кадров в аграрный сектор в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕАП) ЕС уделяет особое внимание уровню подготовки кадров. Большинство европейских фермеров получили свои навыки благодаря практическому опыту, 8,5% прошли полное обучение, а около 30% имели лишь базовую подготовку. К числу стран с наибольшей долей подготовленных руководителей фермерских хозяйств можно отнести Люксембург, Чехию, Францию, Латвию, Польшу и Австрию.

Следует особо подчеркнуть, что во Франции существует обширная сеть заведений для подготовки фермеров. В их число входят 806 общеобразовательных школ, 371 стажерская площадка, 495 интернет-сайтов непрерывного профобразования, 19 вузов. При этом, действуют 192 фермерских хозяйств, 32 технологических лабораторий в которых задействованы 465 тыс. студентов и стажеров.

В ряде стран ЕС существуют бизнес-инкубаторы в аграрной сфере. В качестве примера  служат «Point Vert» в Бельгии, сеть «РЕНЕТА» во Франции, «The Kindling Trust/FarmStart» в Великобритании. Эти механизмы предоставляют фермерам ряд таких возможностей как тестирование бизнес-проектов до начала работы, доступ к земле, капиталу и кредитам. Более того, бизнес-инкубаторы создают условия для обучения и развития навыков управления и бизнес-планирования у будущих фермеров,
а также их профессионального развития в течение двух и трех лет. В конце испытательного периода обучающиеся оценивают свой проект и целесообразность его реализации.

Для молодых кадров также действуют около 50 программ международного обмена, в том числе, в Великобритании, Канаде, США, Австралии и Турции. Их цель – предоставление знаний и навыков в применении различных методов и технологий в аграрном секторе.

Одной из международных программ среди трансграничного обмена ЕС является «Erasmus для молодых предпринимателей», предоставляющая начинающим фермерам необходимые навыки для начала и успешного ведения малого бизнеса в Европе. Новые предприниматели сотрудничают и обмениваются знаниями, бизнес идеями с опытными предпринимателями в течение 1-6 месяцев. Программа частично финансируется Европейской комиссией.

Эволюция аграрного сектора и быстрый темп развития научных знаний требуют высокого уровня технической подготовки европейских фермеров для решения таких новых задач, как повышение производительности, рациональное управление природными ресурсами, предоставление экосистемных услуг и адаптация к изменениям на потребительских рынках. Приобретенные технические знания и опыт позволяют им эффективно использовать передовые технологии автоматизации, компьютерные данные, другие производственные навыки.

В этой связи, в странах ЕС особо актуальны вопросы  консультирования фермеров и международного сотрудничества в инновационной сфере. По оценкам специалистов ЕС, фермеры нуждаются в информации о новых разработках, возможностях и стратегиях адаптации для повышения эффективности и диверсификации производства агропродукции.

При этом, акцентируется внимание на проблемы специализации за счет сокращения объема сельскохозяйственных товаров или изменения ориентации производства, например, на органическое сельское хозяйство. Устойчивое производство достаточного количества продовольствия для растущего населения мира с меньшими затратами требует инновационных технологий.

В целях поддержки «умного фермерства» («smart farming»), в ЕС развивается система консультирования, тренингов и обучения фермеров.
Эти инструменты повышают их знания о взаимосвязи между управлением хозяйствами, с одной стороны, и о стандартах, касающихся хорошего состояния земли, безопасности пищевых продуктов, общественного здоровья, здоровья животных и растений, с другой стороны.

При этом функционирует Экономический и социальный комитет ЕС, в состав которого входят промышленники, фермеры, работники транспорта, коммерсанты и представители общественности. Комитет предоставляет Комиссии ЕС консультации по проектам законодательных актов и иных решений в сферах вопросов сельского хозяйства и окружающей среды.

В перспективе Евросоюз планирует выделить 156,3 млрд. евро для осуществления консультационных услуг и сотрудничества в аграрном секторе. В рамках программы планируется осуществить подготовку в общей сложности 3,9 млн. фермеров. В Узбекистане около 60 национальных вузов участвуют в 25 проектах «Erasmus+» по различным направлениям.  Например, программа «Erasmus+» в рамках проекта «Развитие потенциала в высшем образовании» предусматривает возможность выделения финансовой помощи в размере 30% от проектного бюджета на модернизацию материально-технической базы вузов, т.е. закупки лабораторного оборудования и современной учебной литературы, доступ к всемирным образовательным ресурсам и получение программного обеспечения.

В целом на фоне повышения эффективности структурных реформ в аграрной сфере Узбекистана актуализируется вопрос развития сотрудничества с ведущими странами Европы в сельскохозяйственной сфере и расширение партнерских отношений между престижными аграрными университетами Узбекистана и ЕС. Вместе с тем представляется целесообразным активное использование широких европейских программ, таких как «Erasmus+», в целях модернизации материально-технической базы аграрных вузов Узбекистана, а также установления партнерских связей между национальными и европейскими фермерскими обществами для масштабного внедрения агроинноваций в нашей стране. 

 

Дилором Маматкулова,

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

Источник: "УзА" http://uza.uz/ru/society/selskokhozyaystvennoe-obrazovanie-v-fokuse-es-polza-dlya-uzb-12-02-2019?ELEMENT_CODE=selskokhozyaystvennoe-obrazovanie-v-fokuse-es-polza-dlya-uzb-12-02-2019&SECTION_CODE=society&print=Y