Воплощение в жизнь Целей устойчивого развития ООН - неотъемлемая часть улучшения благосостояния и защиты населения планеты. Повышение экономического роста и решение целого ряда вопросов в областях образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, сокращения бедности, борьбы с изменением климата и охраны окружающей среды стали важнейшими составляющими стратегии развития государств.
Республика Узбекистан поддержала реализацию ЦУР и разработала национальные стратегии по устойчивому развитию.
Одна из концептуальных Стратегия «Узбекистан 2030». В ней 100 целей, разделенных на пять направлений.
Документ инициирован Президентом Республики Узбекистан в ходе его выступления на 78й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2023 года.
В частности, глава государства отметил: «В нашем Основном законе мы подтвердили приверженность принципам прав человека, свободы слова и совести, равенства всех граждан независимо от их национальности, языка и религии. На этой правовой основе была принята Стратегия развития «Узбекистан 2030». Эта стратегия созвучна Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, и мы неукоснительно выполняем все наши обязательства».
Цели и задачи, определенные в Стратегии «Узбекистан 2030», служат уникальной «дорожной картой» по реализации ЦУР. Их достижение является важнейшим ориентиром для государственных органов и организаций. В частности, первое направление предусматривает создание достойных условий для реализации каждым человеком своего потенциала.
По нему определены приоритетные задачи, которые служат Узбекистану для достижения целей, поставленных в 1й и 36й ЦУР ООН.
1. В рамках реформ системы образования.
Достижение полного охвата детей дошкольным образованием. Стопроцентное обеспечение государственных дошкольных образовательных организаций компьютерными классами, а всех ДОО чистой питьевой водой и современной санитарнотехнической инфраструктурой.
Реализация программы «Благоприятная среда для образования» в общеобразовательных учреждениях. Обеспечение их учебниками, тетрадями нового поколения, методическими пособиями и мобильными приложениями для педагогов. Создание мультимедийных программ.
Повышение статуса педагогических кадров, обеспечение повышения качества их знаний и навыков, соответствующих международным стандартам.
Увеличение уровня охвата молодежи высшим образованием не менее чем до 50 процентов.
Повышение качества подготовки высокообразованных специалистов. Создание системы двойных дипломов на основе не менее 50 совместных образовательных программ в сотрудничестве с зарубежными вузами, входящими в топ 500.
Определение конкретных показателей и задач, таких как достижение включения 10 высших учебных заведений в топ 1000 самых престижных организаций высшего образования в мире.
Полное обеспечение средних общеобразовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Здесь следует отметить, что за последние семь лет охват дошкольным образованием увеличился с 21 до 70 процентов, а высшим с 9 до 38. Также в пять раз улучшился охват молодых женщин высшим образованием за счет создания дополнительных возможностей. С 2021 года специальные гранты ежегодно выделяются более чем трем тысячам девушек. Благодаря введению бюджетной квоты на поступление в вузы девушек 60 процентов студентов в 2021-2022 учебном году составили женщины.
2. Проведена работа по совершенствованию системы здравоохранения Нового Узбекистана.
В частности, сокращено 1373 сельских врачебных пункта. Вместо них открыты 793 сельские семейные поликлиники, 441 отделение скорой медицинской помощи и дневные стационары.
В 306 городских и районных больницах созданы специализированные поликлиники и 1200 отделений скорой медицинской помощи. Многопрофильные медицинские центры в регионах обеспечены необходимым современным оборудованием. Шесть областных онкологических учреждений оснащены 15 аппаратами гамма-терапии двух типов на 6,5 млн долларов.
Главное, в стране существенно снизилась детская и младенческая смертность. Число младенческих смертей на 1000 новорожденных с 15,4 до 12,3, а детская смертность с 11,5 до 9,2.
Мы можем привести много подобных примеров. Эти меры создают благоприятную среду для общественного здравоохранения и служат важным фактором в достижении 3й ЦУР.
В направлении реформ здравоохранения до 2030 года намечены следующие задачи.
Увеличение средней продолжительности жизни населения до 78 лет; повышение объема средств, выделяемых на медицину, в два раза; снижение ранней смертности при онкологических, сердечнососудистых, диабетических и респираторных заболеваниях в 2,5 раза; как минимум двукратное снижение заболеваемости туберкулезом с нынешних 34 случаев на 100 тысяч жителей.
Решение 70 процентов обращений населения, нуждающегося в медицинской помощи, на самом первичном этапе; полный охват больных с потребностью в гемодиализе местами в республике; лечение 350 тысяч больных сахарным диабетом и полный охват 1,5 миллиона пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями.
Снижение вдвое наследственных заболеваний среди детей, материнской и детской смертности; обеспечение здорового детства; увеличение числа родильных домов на 35 процентов; снижение инфекционных и неинфекционных заболеваний среди детей на 20 процентов; повышение уровня раннего выявления незаразных и инфекционных заболеваний до 70 процентов.
Обеспечение здоровой и активной старости; ежегодный 100процентный охват профилактическим медицинским осмотром и реабилитацией населения в возрасте от 55 лет; удвоение доли физически активного населения в возрасте 40 лет и старше.
Формирование правильного питания и здорового образа жизни среди населения; сокращение доли жителей, потребляющих соль сверх нормы, до 32 процентов, а сограждан, не имеющих достаточной физической активности, до 22, пожилых людей с избыточной массой тела и ожирением до 32 и 23 соответственно.
3. Благодаря политике, направленной на повышение уровня жизни населения, бедность в Республике Узбекистан в 2023 году сократилась вдвое по сравнению с 2017м. К 2026му и к 2030му планируется снизить ее уровень еще в два раза.
Осуществляются меры по увеличению доходов 4,5 млн человек, находящихся на грани бедности, и снижению безработицы до семи процентов за счет обеспечения стабильной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе молодежи и лиц с ограниченными возможностями.
В связи с этим в рамках реформ по предоставлению социальных услуг и сокращению бедности в Стратегии «Узбекистан 2030» определено: достижение полного охвата всех нуждающихся системой социальной защиты. Организация деятельности центров социальных услуг «Инсон» во всех районах и городах; доведение уровня обеспечения качественными и современными протезноортопедическими изделиями нуждающихся лиц с инвалидностью до 100 процентов. Полный их охват реабилитационными услугами. Удвоение занятости за счет предоставления достойной работы; повышение социальной, экономической, политической активности женщин и обеспечение гендерного равенства за счет укрепления системы поддержки женщин, обеспечения их прав и законных интересов.
Увеличение доли женщин на руководящих должностях до 30 процентов. Создание прозрачных механизмов работы с «женской тетрадью». Установление общественного контроля за этими процессами; обучение двух миллионов граждан профессиям, предпринимательским навыкам и иностранным языкам.
Увеличение доли частного сектора в профессиональном обучении до 30 процентов.
Среди других направлений Стратегии «Узбекистан 2030» занятие нашей республикой места среди стран с доходом выше среднего за счет стабильного экономического роста; сохранение водных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение верховенства закона; организация государственного управления на службе народа.
С начала реализации ЦУР Узбекистаном осуществлены масштабные и сложные организационноправовые меры. Наш опыт признан международным сообществом.
ЦУР и соответствующие задачи отражены в Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, более чем в 300 законах и других нормативноправовых актах.
Важно отметить, что в обновленной Конституции РУз особый акцент сделан на обеспечении и защите фундаментальных, общепризнанных прав и свобод человека. Объем таких норм увеличился в 3,5 раза.
Среди норм, связанных с ЦУР, в новую редакцию Конституции внесены следующие поправки и дополнения.
Во-первых, принцип устойчивого развития, который впервые отражен в Конституции РУз в новой редакции. В частности: согласно статье 14 государство осуществляет свою деятельность на принципах законности, социальной справедливости и солидарности в целях обеспечения благосостояния человека и устойчивого развития общества; в соответствии с принципом устойчивого развития государство реализует меры по улучшению, восстановлению и защите окружающей среды, поддержанию экологического равновесия (предусмотрено статьей 49); в статье 103 установлено, что парламентское расследование может быть проведено по совместному решению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан для изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны.
Во-вторых, ЦУР, предусматривающие ликвидацию крайней бедности и ее сокращение во всех сферах, отражены в следующих нормах Конституции Республики Узбекистан: в статье 1 определено, что Узбекистан суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления; согласно статье 57, права нетрудоспособных и одиноких престарелых лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства; в статье 115 отмечено, что Кабинет Министров обеспечивает эффективное функционирование системы социальной защиты населения, в том числе лиц с инвалидностью; в статье 122: утверждение программ социальноэкономического развития территорий и социальной защиты населения предусмотрено в полномочиях местных Кенгашей народных депутатов.
В-третьих, ЦУР предусматривают ликвидацию голода, укрепление продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. В связи с этим статья 46 Конституции РУз гласит: каждый имеет право на социальное обеспечение в случае старости, утраты трудоспособности, безработицы, а также потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Размеры пенсий, пособий и других видов социальной помощи, установленные законом, не могут быть ниже установленных минимальных потребительских расходов.
Подобные примеры можно привести и для других ЦУР. Есть все основания утверждать, что Конституция РУз в новой редакции служит прочной правовой основой для обеспечения устойчивого развития нашей страны.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, цели и задачи, определенные в Стратегии «Узбекистан 2030», стали «дорожной картой» по активной реализации ЦУР ООН для госорганов, ННО и общественности.
Во-вторых, Конституция Республики Узбекистан в новой редакции служит правовой гарантией достижения ЦУР.
В-третьих, обеспечение реализации целей и задач, определенных в Стратегии «Узбекистан 2030», приведет не только к достижению показателей, установленных ЦУР ООН, но и к улучшению уровня жизни населения.
Руслан Халидов,
Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Предыдущее
В ООН был распространен официальный документ Генеральной Ассамблеи о уникальной системе самоуправления граждан — «махалля» в Узбекистане. Он основан на Самаркандской декларации, принятой в ходе Международной конференции «Роль махалли в повышении уровня жизни населения», которая прошла с 2 по 5 октября 2024 года в Самарканде.
03.12.2024